МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2018 года Дело N 3а-369/2018

Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Власовой М.Г., при секретаре Ж.А.К., с участием прокурора Смирновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N За-369/2018 по административному исковому заявлению Б.Н.А. и К.В.В. о признании недействующим в части Закона Московской области от 28 февраля 2005 года N 74/2005-ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района Московской области и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и о признании недействующим в части Закона Московской области от 16 декабря 2015 года N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи"  установил: Б.Н.А. и К.В.В. обратились в Московский областной суд с названным административным иском.

Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования (т. 1 л.д. 126-127), административные истцы просят суд признать недействующим Закон Московской области от 28 февраля 2005 года N 74/2005 "О статусе и границах Дмитровского муниципального района Московской области и вновь образованных в его составе муниципальных образований" (далее - Закон Московской области N 74/2005) в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ Дмитровского муниципального района Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

2111

504572.26

2188952.98


и геодезических данных (координат поворотной точки) границ городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

121

504572.26

2188952.98


Признать недействующим Закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 277/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" (далее - Закон Московской области N 277/2015-ОЗ) в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ городского округа Мытищи Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

1117

504572.26

2188952.98


Обосновывая свои требования, административные истцы указывают, что установленные законами Московской области N 74/2005-ОЗ и N 227/2015-ОЗ границы указанных муниципальных образований в оспариваемых частях имеют наложение на принадлежащие им (истцам) на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами <...> (участок Б.Н.А.) и <...> (участок К.В.В.). В результате такого наложения значительная часть земельного участка принадлежащего Б.Н.А. и весь земельный участок принадлежащий К.В.В. оказались на территории городского округа Мытищи, в то время как данные участки относятся к территории поселка Некрасовский Дмитровского муниципального района. Указанное обстоятельство, указывают истцы, препятствует в постановке принадлежащих им объектов недвижимости на кадастровый учет в установленном законом порядке.

Административные истцы полагают, что указанные нормативные правовые акты в оспариваемых частях противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ОЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает их права.

Административный истец Б.Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

Представитель административных истцов - адвокат Ярилов В.Ю., а также административный истец К.В.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители административных ответчиков - Московской областной Думы - М.Т.С. и Губернатора Московской области - Г.Д.В., а также представители заинтересованных лиц - Главного управления территориальной политики Московской области - К.В.С. и администрации городского округа Мытищи Московской области - Б.Ю.Ю., не оспаривая факт наложения границ земельных участков истцов на территорию городского округа Мытищи вследствие принятия оспариваемых Законов Московской области, в судебном заседании возражали против удовлетворения требования Б.Н.А. и К.В.В., ссылаясь на соблюдение процедуры принятия данных Законов и согласование границ всеми заинтересованными муниципальными образованиями. Представитель администрации городского округа Мытищи также полагала, что оспариваемые Законы Московской области не могут нарушать права административных истцов, поскольку площадь и конфигурация принадлежащих им земельных участков по фактическому пользованию не соответствует правоустанавливающим документам, что установлено вступившим в силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 21 июня 2017 года по гражданскому делу <...>.

Представитель заинтересованного лица администрации Дмитровского муниципального района Московской области - Л.Ю.А. не высказала своей позиции по существу спора, оставив его разрешение на усмотрение суда.

Администрация городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку в суд своего представителя.

Суд, выслушав объяснения административного истца, представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. 36 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа. В состав муниципального района входят несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в состав городского округа - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу положений п. 12, 14 и 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории одного поселения, городского округа (п. 12), а территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района (п. 16). Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района (п. 14).

Согласно п. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований (или) границы населенных пунктов.

Судом установлено, что в целях организации на территории Московской области местного самоуправления Московской областной Думой были приняты законы Московской области от 28 февраля 2005 года N 74/2005 "О статусе и границах Дмитровского муниципального района Московской области и вновь образованных в его составе муниципальных образований" от 16 декабря 2015 года N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи". Данные Законы Московской области подписаны Губернатором Московской области и опубликованы в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 44 от 12 марта 2005 года и N 242 от 24 декабря 2015 года соответственно.

Порядок принятия и опубликования указанных Законов Московской области административными истцами не оспариваются.

Законом Московской области N 74/2005-ОЗ (в действующей редакции) утверждены границы Дмитровского муниципального района и входящих в его состав поселения, в том числе граница городского поселения Некрасовский (т. 1 л.д. 213-242, 273-311, т. 2). Законом Московской области N 227/2015-ОЗ утверждена граница городского округа Мытищи Московской области (т. 1 л.д. 200-212).

Границы названных муниципальных образований установлены согласно картам (схемам) и геодезическим данным границ (приложения N 2 к Законам Московской области, координаты в системе МСК-50), являющимся неотъемлемыми частями данных нормативных правовых актов. Указанные Законы Московской области содержат также положение о том, что геодезические данные, содержащиеся в приложениях N 2 к Законам, являются приоритетными и применяются для установления прохождения границ муниципальных образований на местности, а также при рассмотрении вопросов градостроительства и землеустройства (ст. 12.1 Закона Московской области N 74/2005-ОЗ, ч. 2 ст. 1 Закона Московской области N 227/2015-ОЗ).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу Б.Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 2000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...> (т. 1 л.д. 25-26). Административному истцу К.В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1140 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного и иного строительства, расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 36-37). Участки поставлены на кадастровый учет без определения границ.

Как следует из материалов дела, собственниками указанных участков административные истцы являются с 1993 года (Б.Н.А.) и с 1999 года (К.В.В.) (т. 1 л.д. 19, 40).

Судом также установлено, что в нарушение требований вышеназванных положений ст. И Федерального закона N 131-ФЭ и ст. 11.9 ЗК РФ, в результате установления Законами Московской области N 74/2005-ОЗ и Законом Московской области N 227/2015-ОЗ границ Дмитровского муниципального района Московской области, границ городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области и границ городского округа Мытищи в части оспариваемых истцами поворотных точек, входящий в поселок Некрасовский городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района земельный участок Б.Н.А. оказался отнесен к территории различных муниципальных образований - городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района и городского округа Мытищи. Земельный же участок К.В.В., также являющийся частью населенного пункта поселок Некрасовский городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области полностью оказался отнесен к территории городского округа Мытищи. Нарушение требований закона при установлении границ указанных муниципальных образований препятствуют административным истцам в реализации их прав собственников земельных участков.

Указанные обстоятельства подтверждаются заключениями кадастрового инженера В.К.С. ( N квалификационного аттестата <...>) (т. 1 л.д. 128-132, 133-137). Оснований не доверять данным заключениям у суда не имеется. Лицами, участвующими в деле, заключение кадастрового инженера также не оспаривается.

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются решениями филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ф" по Московской области от 29 ноября 2016 года <...> о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка принадлежащего Б.Н.А. ввиду наложения границ принадлежащего ей земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного на территории городского округа Мытищи, а также уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 14 марта 2018 года <...> о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету по тем же основаниям в отношении земельного участка принадлежащего К.В.В. (т. 1 л.д. 60, т. 2 л.д. 280). Также факт наложения границ земельных участков, принадлежащих административным истцам, на территорию городского округа Мытищи, подтверждается вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 21 июня 2017 года по гражданскому делу <...> по иску Б.Н.А. и К.В.В. к АО "Р" об исправлении реестровой ошибки (т. 1 л.д. 32-34)

Доводы представителя администрации городского округа Мытищи о том, что законы Московской области N 74/2005-ОЗ и N 227/2015-ОЗ не нарушают права административных истцов, поскольку как установлено указанным решением Дмитровского городского суда Московской области, площадь и конфигурация принадлежащих им земельных участков по фактическому пользованию не соответствует правоустанавливающим документам, являются несостоятельными.

Действительно, как следует из решения Дмитровского городского суда от 21 июня 2017 года по гражданскому делу <...>, а также из заключения эксперта по результатам проведенной землеустроительной экспертизы в рамках данного дела, при сравнении границ и площади земельных участков истцов по фактическому пользованию и согласно правоустанавливающим документам имеется расхождение по площади на 425 кв. м, в сторону ее увеличения у земельного участка К.В.В. и на 835 кв. м у земельного участка Б.Н.А. Имеется также изменение конфигурации данных земельных участков. При этом площадь наложения данных земельных участков на земельный участок с кадастровым номером <...>, относящегося к территории городского округа Мытищи, у земельного участка К.В.В. составляет 1323 кв. м, у земельного участка Б.Н.А. - 1552 кв. м (т. 1 л.д. 32, 34, т. 2 л.д. 292-313).

Таким образом, учитывая, что указанная площадь наложения земельных участков административных истцов на территорию городского округа Мытищи, исходя из ее размеров включает в себя, в том числе, площадь земельных участков предоставленных истцам согласно правоустанавливающим документам, наличие на участках истцов запользованной земли и изменение конфигурации участков какого-либо правового значения в данном случае не имеет.

Оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что Законы Московской области N 21/2005-ОЗ и N 227/2015-ОЗ в оспариваемых частях приняты с нарушением вышеприведенных положений федерального законодательства и нарушает права административных истцов, в связи с чем указанные нормативные правовые акты в данных частях подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судрешил:административное исковое заявление Б.Н.А. и К.В.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Закон Московской области от 28 февраля 2015 года N 74/2005-ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района Московской области и вновь образованных в его составе муниципальных образований" в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ Дмитровского муниципального района Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

2111

504572.26

2188952.98


и геодезических данных (координат поворотной точки) границ городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

121

504572.26

2188952.98


Признать недействующим со дня принятия Закона Московской области от 16 декабря 2015 года N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (геодезических точек) границ городского округа Мытищи Московской области:

 N точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

1117

504572.26

2188952.98


Решение суд или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Московской областной Думы, в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспоренные в части нормативные правовые акты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


     Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка