МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 09 апреля 2013 года Дело N 3-0041/2013

Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретарях К.А.Р., Я.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0041/2013 по заявлению С.М.П. об оспаривании пункта 2.14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 229-ПП,

установил:

25 мая 2011 года Правительством Москвы принято постановление N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков", которое официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 32, 07.06.2011.

Пунктом 1 указанного постановления утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве (приложение 1) (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 2.14.1 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является направление проекта градостроительного плана земельного участка на рассмотрение в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы (рабочий орган Градостроительно-земельной комиссии города Москвы) или Рабочую группу Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (рабочего органа Градостроительно-земельной комиссии города Москвы).

Срок приостановления предоставления государственной услуги не превышает 60 дней.

С.М.П., уточнив свои требования, обратилась в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 2.14.1 Административного регламента и просит признать его недействующим полностью. В обоснование своих требований С.М.П. указывает, что ее обращение о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) на основании оспариваемой правовой нормы рассматривалось Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы в срок более 90 дней. С.М.П. утверждает, что оспариваемые положения, таким образом, нарушают ее право на своевременное получение государственной услуги, поскольку противоречат Градостроительному кодексу РФ, его статье 46, части 17, которой установлен срок подготовки и утверждения ГПЗУ по заявлениям физических и юридических лиц в течение 30 дней с момента поступления обращения.

В настоящем судебном заседании С.М.П. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представители Правительства Москвы (по доверенности) К.А.Т., Ш.Е.А. требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать, поскольку считали их не обоснованными и противоречащими положениям закона. Полагали, что, оспариваемый в части, нормативный правовой акт, принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом представители заинтересованного лица пояснили, что оспариваемые С.М.П. положения не противоречат части 17 статьи 46 ГрК РФ, поскольку указанная норма предусматривает подготовку ГПЗУ на основании, утвержденных в установленном ГрК РФ порядке, Правил землепользования и застройки, тогда как такие Правила на территории города Москвы не утверждены, а согласно пункту 14 оспариваемого постановления Правительства Москвы оно действует до введения в действие Правил землепользования и застройки города Москвы (далее ПЗЗ города Москвы).

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего требования заявителя, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Оспариваемым в части Административным регламентом (приложение N 1), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 229-ПП урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по подготовке, утверждению и изменению градостроительных планов земельных участков в городе Москве.

Частями 1 и 3 статьи 3 ГрК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 3).

На основании статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" утвержден порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы.

Пунктом 3.1 указанного постановления установлено, что административные регламенты предоставления государственных услуг, в том числе услуг в рамках отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, утверждаются правовыми актами Правительства Москвы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правительство Москвы, как высший исполнительный орган государственной власти города, обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.

В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".

Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.

Оспариваемое в части постановление Правительства Москвы подписано Мэром Москвы, официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", что соответствует требованиям вышеназванных законов.

Следовательно, оспариваемое в части постановление Правительства Москвы введено в действие и опубликовано в установленном порядке.

Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Статьей 44 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

На основании части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания данной нормы следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа. Для исполнения этой обязанности федеральный законодатель установил срок 30 дней со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица. Указанный срок включает в себя не только процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, но и его утверждение уполномоченным органом.

Поскольку указанный срок установлен Федеральным законом, возможность его изменения (приостановления, продления) должна быть установлена равнозначным нормативным правовым актом.

Вместе с тем, возможность приостановления или продления данного срока ГрК РФ или иным федеральным законом не предусмотрена. Положения части 17 статьи 46 ГрК РФ носят императивный характер, устанавливая срок, в течение которого уполномоченный орган должен подготовить и утвердить ГПЗУ.

Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 802 утверждены Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства. В методических рекомендациях, в разделе "Административные процедуры, связанные с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка" указывается на то, что согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок исполнения административной процедуры не должен превышать тридцати дней с даты поступления соответствующего заявления. Датой поступления заявления рекомендуется считать дату его регистрации в органе местного самоуправления.

Таким образом, на уровне Федерального закона для случаев, когда не требуется выполнение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, установлен максимальный - тридцатидневный срок, в течение которого уполномоченным органом должна быть выполнена обязанность по подготовке и утверждению ГПЗУ и реализовано право физического или юридического лица на его получение.

Пунктом 2.10 Административного регламента установлен общий срок предоставления государственной услуги по подготовке, утверждению и изменению ГПЗУ - не более 30 дней. В этот срок, согласно пункту 2.11 Административного регламента, не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.

Оспоренные заявителем положения предусматривают возможность приостановления предоставления государственной услуги по подготовке, утверждению и изменению ГПЗУ на срок до 60 дней.

Таким образом, оспариваемыми положениями установлен отличный от утвержденного Федеральным законом (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ), срок подготовки и утверждения ГПЗУ, что свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству и нарушении ее положениями прав заявителя на получение ГПЗУ в установленный Федеральным законом срок.

Требования к разработке административных регламентов определены в постановлении Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

Пунктом 2.16 приложения N 3 к указанному постановлению Правительства Москвы (Типовой административный регламент предоставления государственных услуг города Москвы) установлено, что в административных регламентах должен быть указан исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги, если эти основания установлены правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

Возможность приостановления административной процедуры по подготовке и утверждению ГПЗУ по заявлениям гражданина или юридического лица, обратившихся за получением ГПЗУ в виде отдельного документа, без проведения мероприятий, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, не предусмотрены.

При этом ссылка представителей Правительства Москвы на то, что основания приостановления предусмотрены самим оспариваемым Административным регламентом, противоречит положениям приведенного выше пункта 2.16 приложения N 3 к постановлению Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП, в связи с чем подлежит отклонению.

Также основания приостановления административных процедур по подготовке и утверждению ГПЗУ не установлены и постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" на которое ссылаются представители Правительства Москвы.

Из указанного постановления следует, что Градостроительно-земельная комиссия города Москвы создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Таким образом, изложенное свидетельствует, что постановлением Правительства Москвы N 1019-ПП также не установлено оснований для приостановление сроков оказания государственной услуги по подготовке и утверждению ГПЗУ в виде отдельного документа.

Нельзя согласиться и с доводом представителей Правительства Москвы о том, что предусмотренный частью 17 статьи 46 ГрК РФ срок установлен только для подготовки проекта ГПЗУ на основании утвержденных Правил землепользования и застройки, поскольку Градостроительный кодекс РФ таких ограничений, касающихся распространения действия положений части 17 статьи 46 ГрК РФ, не содержит.

Напротив пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлены требования, касающиеся указания в утвержденной Правительством РФ форме ГПЗУ данных и информации до принятия Правил землепользования и застройки.

Согласно указанной норме вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года, после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, не указанного в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в составе градостроительного плана земельного участка из земель, не указанных в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением информации, предусмотренной пунктом 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В таком случае подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Иных доводов, которые могли бы оказать существенное влияние на итог рассмотрения дела, заинтересованным лицом не приведено.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования С.М.П. - признать недействующим пункт 2.14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 229-ПП, поскольку данная норма противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать его в указанной выше части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением требований заявителя, суд на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу С.М.П., уплаченную при подаче настоящего заявления в суд государственную пошлину в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление С.М.П. об оспаривании пункта 2.14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 229-ПП удовлетворить.

Признать недействующим, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, пункт 2.14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 229-ПП.

Взыскать с Правительства Москвы в пользу С.М.П. в счет возврата государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.



Председательствующий
М.Ю. Казаков

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
http://mos-gorsud.ru