АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 августа 2018 года N 881
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", в целях повышения эффективности использования бюджетных средств городского округа Химки Московской области, на основании Устава городского округа Химки Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация)
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в постановление Администрации от 30.12.2016 N 1450 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Предпринимательство городского округа Химки", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Предпринимательство городского округа Химки" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Дегтеву Е.Г.
Глава городского округа
Д.В. Волошин
Приложение
к постановлению Администрации
от 08.08.2018 N 881
Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Предпринимательство городского округа Химки" на 2017-2021 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы сферы и инерционный прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Наблюдается ежегодный рост численности населения. По состоянию на 01 января 2017 года население городского округа Химки Московской области (далее - городской округ Химки) составило 244 668 человек.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрированных на территории городского округа Химки по состоянию на 01 января 2017 года составляет 9 320 ед.
Стабильный рост основных экономических показателей, диверсифицированный характер экономики городского округа, повышение эффективности работы всех управленческих звеньев позволили провести целенаправленную программно-ориентированную бюджетную и налоговую политику, основными принципами которой явились:
- надежность и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу формирования бюджета городского округа;
- сбалансированность бюджета;
- формирование бюджетных параметров, исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов и регулятивных инструментов, используемых для достижения конечных результатов.
Научно-промышленному комплексу принадлежит одна из ведущих ролей в экономике городского округа Химки.
Потребительский рынок городского округа Химки функционирует, как составная часть единого комплекса городского хозяйства. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех жителей городского округа.
Одним из главных приоритетов развития всех секторов потребительского рынка и сферы услуг на территории городского округа Химки остается практическое решение вопросов по обеспечению всех социальных групп населения округа качественными товарами и услугами по доступным ценам.
Механизмом решения поставленных задач должно стать увеличение объема инвестиций, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.
Определяющая роль в достижении цели муниципальной программы городского округа Химки "Предпринимательство городского округа Химки" отведена промышленности, науке, бытовому обслуживанию, а также оптовой и розничной торговле - сектору малого и среднего бизнеса, как локомотиву экономического роста.
Непосредственным образом на степень достижения поставленных в рамках настоящей муниципальной программы целей, задач и мероприятий будут оказывать влияние итоги реализации подпрограмм. Основные параметры прогноза социально-экономического развития городского округа Химки разработаны с учетом трех основных сценариев развития на среднесрочную перспективу: целевого, предусматривающего достижение целевых параметров устойчиво высокого экономического роста, умеренно-оптимистичного, характеризующегося устойчивыми темпами роста, и консервативного, предполагающего сдержанное восстановление инвестиционной активности.
Непосредственным образом на степень достижения поставленных в рамках настоящей муниципальной программы целей, задач и мероприятий будут оказывать влияние итоги реализации всех подпрограмм вышеуказанной Программы.
Полная и эффективная реализация мероприятий настоящей муниципальной программы и других государственных и муниципальных программ будет способствовать реализации целевого сценария развития экономики городского округа Химки.
1.2. Основные проблемы сферы реализации муниципальной программ
Оценка деятельности малого и среднего предпринимательства в городском округе Химки позволяет определить следующие основные проблемы:
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов, связанная с высокой стоимостью кредитных ресурсов, отсутствием у предпринимателей достаточного ликвидного обеспечения, неразвитостью инструментов самофинансирования бизнеса;
невысокое качество предпринимательской среды, у субъектов малого и среднего предпринимательства недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития. Предприниматели зачастую ограничены в доступе к деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Низкий уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей также негативно сказывается на развитии предпринимательства в целом;
низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у значительной части предпринимательского сообщества, стремление в условиях экономического кризиса к сокращению издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее в "тень", увольнения части персонала, приводящие к росту негативного отношения к предпринимательству со стороны населения;
низкий уровень конкурентоспособности продукции, производимой субъектами предпринимательской деятельности. Большинство предпринимателей продолжают "жить" сегодняшним днем вместо того, чтобы осуществлять серьезную технологическую модернизацию бизнеса, диверсификацию, внедрение новых стандартов производства и продвижения продукции на новые рынки;
отсутствие явно выраженного позитивного общественного мнения о сфере малого и среднего предпринимательства. В российском обществе не сформирована ориентация на независимость и успех. Поэтому, зачастую, имидж предпринимателя, добившегося успеха, приобретает негативный оттенок. Считается, что человек не может зарабатывать "большие деньги". Сегодня в формировании общественного сознания большую роль играют средства массовой информации, которые делают акцент, прежде всего, на громких коррупционных скандалах, взаимосвязях предпринимателей с криминальным миром и теневым сектором экономики и тому подобное. А истории успеха, примеры добросовестного ведения бизнеса и социальной ответственности предпринимателей полностью игнорируются. Такая подача информации не может формировать позитивный имидж предпринимательства в глазах общественности. Как следствие, в обществе отсутствует толерантность к успеху и желание создавать собственный бизнес.
Муниципальная программа будет направлена на комплексное развитие предпринимательства в городском округе Химки, в том числе на решение указанных проблем. Она позволит:
продолжать работу по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в городском округе Химки;
обеспечит доступность деловых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
укреплять социальный статус, повышать престиж и этичность поведения субъектов предпринимательской деятельности;
вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной (муниципальной) политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства на муниципальном уровне требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом и властью, развитию инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, благоприятного отношения общества к предпринимательской деятельности и координацию действий всех заинтересованных сторон в развитии малого бизнеса.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
В городском округе Химки действует координационный орган в области развития малого и среднего предпринимательства - Совет в области развития предпринимательства и обеспечения благоприятного инвестиционного климата при Главе городского округа Химки. Ежегодно проводится около 8 заседаний, на которых обсуждаются вопросы взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти.
Ежегодно в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе Химки выделяются средства для финансовой поддержки субъектов МСП (в виде субсидий). По результатам субсидирования на предприятиях - получателях поддержки создаются рабочие места, повышается уровень среднемесячной заработной платы.
Несмотря на устойчивую динамику роста сектора малого и среднего предпринимательства в структуре экономики городского округа Химки, наблюдается в последние годы, сдерживающие факторы для дальнейшего развития этой сферы:
1. Высокая налоговая нагрузка на субъекты предпринимательства.
2. Высокие проценты по банковским кредитам.
3. Высокая арендная плата за используемые помещения.
4. Высокие тарифы на энергоносители.
5. Низкая производительность труда.
В этих условиях субъектам МСП сложно сохранять показатели роста, продемонстрированные в предыдущие годы. Инерционный сценарий развития данной сферы предполагает три основных сценария развития: целевого, предусматривающего достижение целевых параметров устойчиво высокого экономического роста, умеренно-оптимистичного, характеризующегося устойчивыми темпами роста, и консервативного, предполагающего сдержанное восстановление инвестиционной активности.
2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблем, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
Малое и среднее предпринимательство городского округа Химки зарекомендовало себя как один из самых динамично развивающихся и жизнеспособных секторов экономики округа.
На сегодняшний день на территории городского округа Химки осуществляют свою деятельность более 11,6 тыс. предприятий.
Традиционно максимальное количество малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания - 26,34%, сферу транспорта – 11,12%, сферу промышленного производства и инноваций – 33,85%.
Сложившаяся специализация малого бизнеса дополнила большую экономику, и в результате в районе сформировалась комплексная система хозяйствования.
В сфере малого бизнеса по оценке в 2015 году произошло увеличение количества малых предприятий, включая микропредприятия, в расчете на 1000 человек населения до 27,8 единицы.
В 2015-2017 годах по прогнозу тенденция роста указанного показателя сохранится. В 2017 году он может достичь 28 единиц на 1000 человек населения.
Прогнозируемые изменения количества малых предприятий по сравнению с оценкой 2015 года будут сопровождаться увеличением численности работников малых предприятий во всех видах экономической деятельности.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2015 году составила 35685,6 руб. В 2017 году ее размер увеличится до 37400 рублей. В период 2017-2021 года прогнозируется дальнейшее увеличение заработной платы до 40558 рублей.
Доля оборота малых предприятий (включая микро-) в общем обороте организаций городского округа Химки составит 22,82%.
В прогнозируемом периоде развитию малого и среднего предпринимательства городского округа Химки будет способствовать реализация мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья", муниципальной программы городского округа Химки "Предпринимательство городского округа Химки" на 2017-2021 годы.
Реализация мероприятий данных программ позволит к 2021 году:
Увеличить количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и производства;
Увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Увеличить долю оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий;
Увеличить число созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку;
Увеличить долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
Увеличить количество вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса;
Увеличить темп роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий
Увеличить количество малых и средних предприятий на 1000 жителей;
Увеличить среднемесячную заработную плату работников малых и средних предприятий;
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
Увеличить прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
Увеличить обеспеченность населения площадью торговых объектов;
Увеличить прирост рабочих мест на объектах бытовых услуг;
Увеличить прирост посадочных мест на объектах общественного питания;
Увеличить количество введенных банных объектов по программе "100 бань Подмосковья";