Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани
Наименование показателя | Годы | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Количество принятых судов, единиц | 978 | 824 | 571 | 679 | 596 | 639 |
Количество обслуженных туристов, человек | 133784 | 105773 | 79798 | 115000 | 103645 | 88718 |
Тенденция к сокращению количества принятых судов и круизного туристского потока связана со старением и физическим износом речного флота России.
Важным условием формирования качественного республиканского туристского продукта является организация питания туристов.
На 1 января 2013 года в республике насчитывалось 4,9 тыс. предприятий общественного питания на 294 тыс. посадочных мест, из них в г. Казани функционируют 1,7 тыс. предприятий на 83,7 тыс. посадочных мест.
Оборот общественного питания в Республике Татарстан в 2013 году составил 31,7 млрд рублей, что на 13,7 процента превышает аналогичный показатель 2012 года.
Популярными среди туристов являются 265 объектов общественного питания, из них 180 объектов могут предложить блюда национальной кухни.
Проблемами организации питания туристов остаются отсутствие отдельной страницы татарской национальной кухни в меню большинства предприятий общественного питания, практическое отсутствие меню на английском языке, а также англоговорящего персонала.
На сегодняшний день в Татарстане функционируют более 600 туристских компаний, из которых 70 входят в Единый федеральный реестр туроператоров.
Проблемой туроператорской деятельности во внутреннем и въездном туризме является отсутствие собственной материальной базы, что ведет к возможным сбоям в организации туристских программ и удорожанию внутреннего туристского продукта.
Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. Однако проблемой образования в туризме остается его оторванность от реальных потребностей туристского рынка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики ведут работу по развитию туризма на своих территориях, но зачастую в этой работе отсутствует системный характер и понимание необходимости развития туристской специализации и конкурентоспособных туристских брендов, использования современных туристских технологий.
Вместе с тем Республика Татарстан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. Во многих муниципальных районах и городских округах республики также представлен широкий спектр объектов, перспективных с точки зрения туристского интереса.
Проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года повысили событийную привлекательность туристско-рекреационного комплекса республики.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
В качестве приоритетных видов туризма, развивающихся на территории республики, можно выделить такие виды, как культурно-познавательный, событийный, оздоровительный, бизнес-туризм, круизный, экологический, этнический и паломнический. Перспективными видами туризма являются рыболовный, охотничий, экстремальный, сельский и социальный. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Республике Татарстан, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни населения.
Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.
Именно использование механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства за счет максимальной координации действий участников Стратегии в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест позволит минимизировать негативные для развития сферы туризма факторы.
Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики будет активизирована деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.
Таким образом, исходя из изложенного выше, основными проблемами в сфере развития туризма в Республике Татарстан являются:
недостаточная информированность о Республике Татарстан как туристском направлении;
недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на мировых и региональных туристских рынках;
недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта;
недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);
недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);