Основные направления налоговой политики города Севастополя на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании положений Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации с учетом проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (далее - Стратегия), действующих и планируемых к принятию законов города Севастополя в сфере налогообложения.
Налоговая система в городе Севастополе функционирует в условиях правового поля Российской Федерации с 2015 года. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательством города Севастополя установлены региональные и местные налоги. Для стимулирования инвестиционной деятельности и развития малого и среднего бизнеса на территории города Севастополя предусмотрены льготные налоговые условия. Так, налоговые ставки в пониженном размере установлены:
- по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса на периоды 2015 и 2016 годов в среднем на уровне 45% от максимальных и 2017 - 2021 годов в среднем на уровне 67% от максимальных для постепенного повышения до уровня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для остальных субъектов Российской Федерации;
- по налогу на имущество организаций - на период 2015 - 2020 годов на уровне 45% от максимальной согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Кроме того, для привлечения инвестиций и обеспечения роста доходной базы бюджета города для участников Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) в городе Севастополе предусмотрены следующие налоговые преференции:
- по налогу на прибыль организаций - пониженные ставки с 17% до 2% в первые три года с даты регистрации в качестве участника СЭЗ, с 17% до 6% с 4 по 8 годы, с 17% до 12,5% с 9 года;
- по налогу на имущество организаций на 5 лет и земельному налогу на 3 года - освобождение от налогообложения в части имущества и земли, связанных с выполнением договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Таким образом, процесс формирования доходной базы города Севастополя еще не завершен и будет продолжаться в среднесрочной перспективе.
В этих условиях целями налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов будут являться обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя и предусмотренное Стратегией увеличение объема и доли собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Достижение этой цели потребует решения задач по следующим направлениям:
1. Наращивание собственных налоговых поступлений в бюджет города Севастополя за счет стимулирования инвестиций в экономику.
Действие СЭЗ на территории города Севастополя создает необходимые условия для привлечения инвестиций и развития производства.
Проведенная оценка налоговых льгот в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций для участников СЭЗ показала эффективность налоговых преференций за 2015, 2016 и 2017 годы. Для сохранения благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на инвесторов, установленные законодательством Севастополя пониженные ставки по налогу на прибыль в среднесрочном периоде будут сохранены. Вопрос о дифференциации пониженных налоговых ставок в зависимости от вида осуществляемой деятельности на территории СЭЗ будет рассмотрен после принятия соответствующего федерального закона, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
Для развития малого и среднего предпринимательства и адаптации к условиям налоговой системы Российской Федерации в 2017 - 2021 годах на территории города Севастополя действуют пониженные налоговые ставки - в среднем на уровне 2/3 от максимального размера, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, с 2018 года на территории города Севастополя введены "налоговые каникулы" с нулевой ставкой по упрощенной и патентной системам налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
С 2019 года планируется расширение видов предпринимательской деятельности на патентной системе налогообложения в сфере бытовых услуг в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации.
На уровне федерального налогового законодательства заявлено принятие решений в части изменения параметров специальных налоговых режимов в части:
- минимизации налогообложения с целью пресечения злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения по видам деятельности:
"сдача в аренду жилых и нежилых помещений", "торговля и общественное питание" - ограничение общего количества объектов, общей площади объектов, в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения;
"оказание транспортных услуг" - ограничение общего количества транспортных средств;
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения и привлечение к патентной системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Принятие указанных решений потребует внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство города Севастополя.
3. Расширение и оптимизация налогообложения имущества.
В части земельного налога после утверждения в 2018 году результатов кадастровой оценки земель города Севастополя необходимо провести анализ налоговой нагрузки и в случае выявления излишнего или недостаточного налогообложения осуществить в 2019 году пересмотр налоговых ставок.
По налогообложению имущества организаций в 2019 году после утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости необходимо определить параметры налогообложения исходя из кадастровой стоимости для зданий и помещений административно-торгового назначения, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
В связи с окончанием в 2019 году срока действия пониженной с 2,2% до 1% ставки налога на имущество организаций, определяемого исходя из среднегодовой стоимости имущества, до 01.12.2019 необходимо определить размер ставки налога для установления с 2020 года. В связи с планируемой отменой налога на движимое имущество с 2019 года при установлении ставки по налогу на недвижимое имущество организаций необходимо учесть компенсацию выпадающих доходов бюджета города Севастополя.
В части налогообложения имущества физических лиц стоит задача проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждения ее результатов в 2019 году, а также принятия до 01.12.2019 закона о введении налога на имущество физических лиц. При установлении налога необходимо определить параметры налогообложения - размер налоговой ставки с учетом возможной дифференциации и величину налоговых вычетов.
4. Оптимизация и систематизация налоговых льгот и преференций.