Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2017 года N 643

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

В целях реализации в Республике Башкортостан Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 2623-р) (далее - Стратегия РФ), Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года (далее - Стратегия РБ) с учетом положений и целевых ориентиров Стратегии РФ.

2. Республиканским органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии РБ при разработке и реализации государственных программ Республики Башкортостан и иных программных и плановых документов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан учитывать положения Стратегии РБ при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Самедова Ф.А.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 декабря 2017 года N 643

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 2623-р), Законом Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года N 1071-р.

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан, направленных на формирование благоприятного предпринимательского климата и развитие МСП в республике.

1.2. В Стратегии используются следующие понятия и определения:

1) целевые группы субъектов МСП:

массовый сектор - малые и средние предприятия, специализирующиеся главным образом на осуществлении торговых операций и предоставлении услуг населению, а также на производстве и реализации сельскохозяйственной продукции. Основные функции таких малых и средних предприятий - обеспечение высокого уровня занятости, повышение качества и уровня комфортности среды для проживания населения;

высокотехнологичный сектор - экспортно ориентированные малые и средние предприятия; малые и средние предприятия в сферах обрабатывающих производств и предоставления высокотехнологичных услуг; быстрорастущие малые предприятия, нацеленные на внедрение инноваций, диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики республики;

2) предприятия-"газели" - группа средних предприятий, отличительной особенностью которых является динамичный рост (не менее 20% в год) на протяжении длительного периода времени (не менее 5 лет);

3) социальное предпринимательство - социально ориентированная деятельность субъектов МСП (далее - СМСП), направленная на достижение общественно полезных целей, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки социально не защищенным слоям населения, в том числе инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество государственного и частного партнеров, осуществляемое на основании соглашения в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности и повышения качества товаров (работ, услуг).

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ

2.1. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является развитие МСП как важного фактора социального, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики Республики Башкортостан на основе совершенствования условий для предпринимательской деятельности и перехода к новому качеству государственной поддержки.

Ожидаемый результат реализации Стратегии - количественный и качественный рост СМСП в Республике Башкортостан, обеспечивающий стабильную занятость населения, рост среднего класса, удовлетворение потребностей населения республики в высококачественных товарах и услугах, а также устойчивое повышение качества его жизни.

Основные стратегические задачи:

1) совершенствование условий для развития МСП - ключевое направление;

2) укрепление высокотехнологичного сектора МСП;

3) развитие массового сектора МСП;

4) устранение территориальных диспропорций в развитии МСП;

5) повышение качества и эффективности государственного регулирования в сфере МСП.

Ключевыми индикаторами достижения поставленной цели в 2030 году являются:

увеличение в 2,5 раза оборота СМСП по сравнению с 2014 годом;

рост в 2 раза производительности труда в секторе МСП по сравнению с 2014 годом;

увеличение доли обрабатывающих производств в обороте сектора малых и средних предприятий до 20%;

рост доли занятых у СМСП в общей численности занятого населения до 35 - 36%.

Стратегия направлена на выработку механизма усиления координации деятельности между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан, некоммерческими организациями, выражающими интересы МСП, и организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Республики Башкортостан в области разработки регуляторных мер, отвечающих как социально-экономическим интересам республики, так и ожиданиям СМСП, в целях повышения степени реализации предпринимательского потенциала жителей региона.

2.2. Основные принципы формирования Стратегии

Стратегия построена на следующих принципах регулирования и поддержки развития СМСП в Республике Башкортостан:

1) максимальный учет и согласование интересов СМСП с интересами других хозяйствующих субъектов при государственном регулировании предпринимательской деятельности;

2) снижение административных барьеров посредством совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в направлении открытости, понятности, непротиворечивости и сокращения количества регулируемых норм;

3) стимулирование легализации неформальной занятости населения путем создания положительного образа предпринимателя, раскрытия преимуществ выхода из тени и установления доверительных отношений малого бизнеса с государственными и муниципальными органами власти;

4) поддержка ускоренного развития СМСП, обладающих потенциалом роста и стремлением к нему, посредством внедрения механизмов акселерационного развития, в первую очередь таких, как экспортный и инновационный лифты;

5) формирование системы финансовых и нефинансовых стимулов для повышения заинтересованности республиканских органов власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в ускоренном развитии МСП;

6) повышение предсказуемости и прозрачности процедур регулирования предпринимательской деятельности, позволяющих СМСП формулировать инвестиционные планы и стратегии развития бизнеса на средне- и долгосрочную перспективы.

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МСП В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В СРАВНЕНИИ С МИРОВЫМИ И РОССИЙСКИМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ

3.1. Оценка современного состояния МСП в Республике Башкортостан


Малый и средний бизнес - специфический сектор региональной экономики, оказывающий влияние на темпы ее роста и структуру, а также на занятость населения. Современное МСП Республики Башкортостан - это более 136 тысяч хозяйствующих субъектов, производящих почти треть валового регионального продукта (далее - ВРП), обеспечивающих около 24% занятости населения республики на 465 тысячах рабочих мест.

Структурно в секторе МСП Республики Башкортостан, как и Российской Федерации в целом, по видам субъектов предпринимательства преобладает микробизнес (96,3%), почти на 2/3 формируемый индивидуальными предпринимателями. В разрезе целевых групп малых и средних предприятий высок удельный вес массового сектора, в наиболее крупном сегменте которого - сфере торговли и предоставления бытовых услуг населению - сосредоточено 43,4% всех СМСП (приложение N 1 к Стратегии).

Малые предприятия Республики Башкортостан традиционно сосредоточены в таких сферах массового сектора МСП, как торговля, предоставление услуг населению и в отличие от других субъектов Российской Федерации - строительство.

Средние предприятия преобладают в более высокотехнологичных видах экономической деятельности республики с большей добавленной стоимостью: обрабатывающих производствах (более 1/4 от общего числа средних предприятий), сельском и лесном хозяйствах.

По уровню развития СМСП Республика Башкортостан занимает 9-е место (в рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни - по группе показателей "Уровень развития малого бизнеса" Рейтингового агентства Международного информационного агентства "Россия сегодня" (РИА Рейтинг) по итогам 2015 года), положительно отличаясь от среднероссийских показателей более высоким вкладом в основные социально-экономические показатели и проигрывая по плотности распространения СМСП, производительности их труда и инновационной активности (таблица 1).


Таблица 1

ВКЛАД СМСП в социально-экономическое развитие Республики Башкортостан (в сравнении с Российской Федерацией)

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Республика Башкортостан

Российская Федерация

1

Доля СМСП в ВРП (ВВП) <1>

проценты

31,8

19,2

2

Доля занятых в СМСП в общем числе занятых

проценты

23,9

24,0

3

Доля оборота СМСП в обороте всех предприятий

проценты

42,4

39,4

4

Коэффициент концентрации СМСП

проценты

51,1 <2>

46,0 <3>

5

Микробизнес в структуре МСП

проценты

96,3

97,3

6

Доля МСП в инвестициях в основной капитал

проценты

9,6

6,5

7

Производительность труда в секторе СМСП <4>

млн. руб./чел.

0,82

0,90

8

Количество СМСП на 1000 человек населения

единицы

30,5

40,0

9

Доля СМСП в общем объеме экспорта

проценты

3,2

5

10

Доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки малых предприятий

проценты

0,6

1,6

     ________________

<1> Валовой внутренний продукт.

<2> В трех городах: Уфе, Нефтекамске, Стерлитамаке.

<3> В 10 субъектах Российской Федерации.

<4> Рассчитана по валовой добавленной стоимости, созданной СМСП.

По уровню развития ГЧП Республика Башкортостан в 2016 году, по данным Центра развития государственно-частного партнерства, заняла среди субъектов Российской Федерации 7-е место (в 2012 году - 51-е место). При этом итоговый показатель рейтинга превысил установленное значение KPI по уровню развития ГЧП на 2016 год на 13,5%. В Республике Башкортостан низка степень участия СМСП в проектах ГЧП.

По абсолютному количеству СМСП Республика Башкортостан в 2016 году занимала относительно высокие позиции среди субъектов Российской Федерации: 11-е место в Российской Федерации и 3-е место в Приволжском федеральном округе. По количеству СМСП на 1 тыс. жителей Республика Башкортостан в 2016 году значительно уступала среднероссийскому значению - 30,5 против 40 единиц.

По доле СМСП в ВРП (31,8%) Республика Башкортостан входит в первую десятку субъектов Российской Федерации; по доле занятых у СМСП (без внешних совместителей) в общей численности занятого населения (23,9%) занимает 39-е место среди субъектов Российской Федерации; по доле СМСП в обороте всех предприятий (42,4%) превышает среднероссийское значение (39,4%) (приложение N 2 к Стратегии).

Остаются невелики удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной малыми предприятиями (0,6%) и доля малых и средних предприятий в общем объеме экспорта (3,2%). В странах Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) и БРИКС (Россия, Китай, Индия, Бразилия и Южноафриканская Республика) на долю малых и средних предприятий приходится более значительный объем экспорта (в Китае и Индии более 40%).

Только 6% трудоспособного населения региона являются начинающими предпринимателями (данные Института социологии Российской академии наук). В странах ШОС и БРИКС этот показатель превышает 10% (в Бразилии 17,3%, Китае 14,0%).

3.1.1. Массовый сектор МСП

Массовый сектор МСП республики представлен совокупностью СМСП различных видов экономической деятельности, формирующих основу для обеспечения занятости населения, комфортной среды проживания, реализации социальных функций. Наиболее крупная часть сектора по-прежнему представлена сферой торговли. Однако за последние 2 года доля сферы торговли в структуре оборота малых и средних предприятий сократилась на 2,6%. Существенным образом на это повлияло снижение реальных располагаемых денежных доходов населения и доступности кредитных ресурсов для СМСП. Ключевой проблемой остается неравномерное размещение нестационарных торговых объектов по территории республики.

В деятельности СМСП в сфере услуг прослеживается положительная динамика. Значительно увеличилось в последние годы количество малых предприятий в таких сферах, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, услуги гостиниц и ресторанов. В сфере предоставления коммунальных и персональных услуг также отмечено увеличение количества малых предприятий. Наблюдается устойчивый рост объема бытовых услуг, особенно в области технического обслуживания и ремонта транспортных средств, ремонта и строительства жилья.