(с изменениями на 10 июня 2021 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2021 N 264)
В целях реализации в Республике Башкортостан Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 2623-р) (далее - Стратегия РФ), Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года (далее - Стратегия РБ) с учетом положений и целевых ориентиров Стратегии РФ.
2. Республиканским органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии РБ при разработке и реализации государственных программ Республики Башкортостан и иных программных и плановых документов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан учитывать положения Стратегии РБ при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Самедова Ф.А.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2021 N 264)
1.1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 2623-р), Законом Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года N 1071-р.
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан, направленных на формирование благоприятного предпринимательского климата и развитие МСП в республике.
1.2. В Стратегии используются следующие понятия и определения:
1) целевые группы субъектов МСП:
массовый сектор - малые и средние предприятия, специализирующиеся главным образом на осуществлении торговых операций и предоставлении услуг населению, а также на производстве и реализации сельскохозяйственной продукции. Основные функции таких малых и средних предприятий - обеспечение высокого уровня занятости, повышение качества и уровня комфортности среды для проживания населения;
высокотехнологичный сектор - экспортно ориентированные малые и средние предприятия; малые и средние предприятия в сферах обрабатывающих производств и предоставления высокотехнологичных услуг; быстрорастущие малые предприятия, нацеленные на внедрение инноваций, диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики республики;
2) предприятия-"газели" - группа средних предприятий, отличительной особенностью которых является динамичный рост (не менее 20% в год) на протяжении длительного периода времени (не менее 5 лет);
3) социальное предпринимательство - социально ориентированная деятельность субъектов МСП (далее - СМСП), направленная на достижение общественно полезных целей, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки социально не защищенным слоям населения, в том числе инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество государственного и частного партнеров, осуществляемое на основании соглашения в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности и повышения качества товаров (работ, услуг).
Целью Стратегии является развитие МСП как важного фактора социального, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики Республики Башкортостан на основе совершенствования условий для предпринимательской деятельности и перехода к новому качеству государственной поддержки.
Ожидаемый результат реализации Стратегии - количественный и качественный рост СМСП в Республике Башкортостан, обеспечивающий стабильную занятость населения, рост среднего класса, удовлетворение потребностей населения республики в высококачественных товарах и услугах, а также устойчивое повышение качества его жизни.
Основные стратегические задачи:
1) совершенствование условий для развития МСП - ключевое направление;
2) укрепление высокотехнологичного сектора МСП;
3) развитие массового сектора МСП;
4) устранение территориальных диспропорций в развитии МСП;
5) повышение качества и эффективности государственного регулирования в сфере МСП.
Ключевыми индикаторами достижения поставленной цели в 2030 году являются:
увеличение в 2,5 раза оборота СМСП по сравнению с 2014 годом;
рост в 2 раза производительности труда в секторе МСП по сравнению с 2014 годом;
увеличение доли обрабатывающих производств в обороте сектора малых и средних предприятий до 20%;
рост доли занятых у СМСП в общей численности занятого населения до 35 - 36%.
Стратегия направлена на выработку механизма усиления координации деятельности между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан, некоммерческими организациями, выражающими интересы МСП, и организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Республики Башкортостан в области разработки регуляторных мер, отвечающих как социально-экономическим интересам республики, так и ожиданиям СМСП, в целях повышения степени реализации предпринимательского потенциала жителей региона.
Стратегия построена на следующих принципах регулирования и поддержки развития СМСП в Республике Башкортостан:
1) максимальный учет и согласование интересов СМСП с интересами других хозяйствующих субъектов при государственном регулировании предпринимательской деятельности;
2) снижение административных барьеров посредством совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в направлении открытости, понятности, непротиворечивости и сокращения количества регулируемых норм;
3) стимулирование легализации неформальной занятости населения путем создания положительного образа предпринимателя, раскрытия преимуществ выхода из тени и установления доверительных отношений малого бизнеса с государственными и муниципальными органами власти;
4) поддержка ускоренного развития СМСП, обладающих потенциалом роста и стремлением к нему, посредством внедрения механизмов акселерационного развития, в первую очередь таких, как экспортный и инновационный лифты;
5) формирование системы финансовых и нефинансовых стимулов для повышения заинтересованности республиканских органов власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в ускоренном развитии МСП;
6) повышение предсказуемости и прозрачности процедур регулирования предпринимательской деятельности, позволяющих СМСП формулировать инвестиционные планы и стратегии развития бизнеса на средне- и долгосрочную перспективы.
Малый и средний бизнес - специфический сектор региональной экономики, оказывающий влияние на темпы ее роста и структуру, а также на занятость населения. Современное МСП Республики Башкортостан - это более 136 тысяч хозяйствующих субъектов, производящих почти треть валового регионального продукта (далее - ВРП), обеспечивающих около 24% занятости населения республики на 465 тысячах рабочих мест.
Структурно в секторе МСП Республики Башкортостан, как и Российской Федерации в целом, по видам субъектов предпринимательства преобладает микробизнес (96,3%), почти на 2/3 формируемый индивидуальными предпринимателями. В разрезе целевых групп малых и средних предприятий высок удельный вес массового сектора, в наиболее крупном сегменте которого - сфере торговли и предоставления бытовых услуг населению - сосредоточено 43,4% всех СМСП (приложение N 1 к Стратегии).
Малые предприятия Республики Башкортостан традиционно сосредоточены в таких сферах массового сектора МСП, как торговля, предоставление услуг населению и в отличие от других субъектов Российской Федерации - строительство.
Средние предприятия преобладают в более высокотехнологичных видах экономической деятельности республики с большей добавленной стоимостью: обрабатывающих производствах (более 1/4 от общего числа средних предприятий), сельском и лесном хозяйствах.
По уровню развития СМСП Республика Башкортостан занимает 9-е место (в рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни - по группе показателей "Уровень развития малого бизнеса" Рейтингового агентства Международного информационного агентства "Россия сегодня" (РИА Рейтинг) по итогам 2015 года), положительно отличаясь от среднероссийских показателей более высоким вкладом в основные социально-экономические показатели и проигрывая по плотности распространения СМСП, производительности их труда и инновационной активности (таблица 1).
ВКЛАД СМСП в социально-экономическое развитие Республики Башкортостан (в сравнении с Российской Федерацией)
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя | |
Республика Башкортостан | Российская Федерация | |||
1 | Доля СМСП в ВРП (ВВП) <1> | проценты | 31,8 | 19,2 |
2 | Доля занятых в СМСП в общем числе занятых | проценты | 23,9 | 24,0 |
3 | Доля оборота СМСП в обороте всех предприятий | проценты | 42,4 | 39,4 |
4 | Коэффициент концентрации СМСП | проценты | 51,1 <2> | 46,0 <3> |
5 | Микробизнес в структуре МСП | проценты | 96,3 | 97,3 |
6 | Доля МСП в инвестициях в основной капитал | проценты | 9,6 | 6,5 |
7 | Производительность труда в секторе СМСП <4> | млн. руб./чел. | 0,82 | 0,90 |
8 | Количество СМСП на 1000 человек населения | единицы | 30,5 | 40,0 |
9 | Доля СМСП в общем объеме экспорта | проценты | 3,2 | 5 |
10 | Доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки малых предприятий | проценты | 0,6 | 1,6 |