Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан" (с изменениями на 18 июня 2024 года)



1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Республики Дагестан, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы транспортного комплекса


Республика Дагестан является одним из немногих регионов Российской Федерации, где получили развитие практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный, трубопроводный. Дагестан находится на стыке многих международных путей, связывает транспортные потоки "Север - Юг" и "Восток - Запад".


Внешние вызовы, связанные с экономическими санкциями и глобальными изменениями транспортно-логистических схем во внешнеэкономической деятельности на южном направлении, открывают Республике Дагестан уникальную возможность для прорывного развития экспорта транспортных услуг.


Текущая ситуация вывела на совершенно новый уровень транзитный потенциал Республики Дагестан и стимулировало залповое развитие всех элементов транспортного комплекса. Учитывая географическое положение Республики Дагестан, основной составной частью транспортного комплекса является сеть автомобильных дорог.


Автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан способствуют экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на южных рубежах. Они связывают значительную часть территорий республики, обеспечивая жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, и во многом определяют возможности развития районов и республики в целом. По автомобильным дорогам осуществляются массовые перевозки грузов и пассажиров.


Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Их значение постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения торговли и развития сферы услуг.


Дальнейшее развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан в условиях повышения экономической активности и интенсивной автомобилизации населения республики должно обеспечить не только соответствие пропускной способности дорожной сети потокам автомобильного транспорта и доступ к населенным пунктам, но и решение задач, которые будут поставлены перед транспортной системой в долгосрочной перспективе.


Основными стратегическими целями в дорожной сфере являются дальнейшее развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан, обеспечивающее экономический рост, повышение уровня жизни населения и укрепление обороноспособности государства, снижение транспортных издержек в экономике.


В настоящее время протяженность автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан составляет 30367,4 км. Административно-территориальное деление, сложные рельефно-геологические условия местности, наличие большого количества малых и средних рек, водотоков - все это не могло не повлиять на распределение и конфигурацию дорожной сети республики, ее разветвленность и протяженность.


Плотность автомобильных дорог общего пользования по Республике Дагестан с твердым покрытием составляет 453 км на 1000 кв. км территории.


Основу дорожной сети республики составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения общей протяженностью 7544,4 км, значительная часть которых - это дороги, соединяющие столицу республики с административными центрами районов.


В основном дороги республиканского значения ориентированы на столицу республики (г. Махачкала) посредством выхода на федеральные дороги. На их долю приходится основная часть перевозок.


За последние годы в республике проделана значительная работа по развитию дорожной отрасли и решены такие вопросы, как создание опорной сети автодорог протяженностью 357,9 км, почти полная ликвидация бездорожья, создание бесперевальных маршрутов движения.


Опорная сеть региональных дорог сформирована по двум основным критериям - это востребованность и связанность.


Так, по первому критерию востребованности отобраны 102,8 км региональных дорог, обеспечивающие подъезды к аэропорту и международным автомобильным пунктам пропуска.