Важнейшим вызовом современного этапа социально-экономического развития Новосибирской области является потребность превращения ее в регион с высококонкурентоспособной, динамичной экономикой, основанной на эффективном использовании современных знаний как источнике новых технологий, материалов, продукции и услуг; становление ее как одного из ведущих звеньев инновационной системы Российской Федерации.
Для этого необходимо обеспечить дальнейшее усиление научно-образовательного потенциала и, что еще более важно, обеспечить его фактическую реализацию как основного ресурса территориального развития.
Советский район города Новосибирска, его правобережная часть (Академгородок), где исторически сформировалась система крупных научно-исследовательских организаций, инженерной, социальной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, с его особой средой, способствующей развитию междисциплинарных научных связей, с традициями реализации идеи тесной интеграции науки, образования и производства (треугольник Лаврентьева), безусловно, должен рассматриваться как научно-технологическое ядро обновляющейся социально-экономической системы области.
Однако в новых условиях требуется обеспечить глубокую модернизацию не только образовательной, научно-исследовательской, технологической базы действующих организаций, а также инженерной и социально-обслуживающей инфраструктуры, но и создание новых элементов эффективного механизма поддержки и обеспечения активного хозяйственного использования научных достижений, коммерциализации знаний, построение новой системы взаимодействия между участниками процесса инновационного развития экономики и социальной сферы.
Высокий уровень вовлечения науки в практическое решение задач развития производственных, инженерных (включая жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) и социальных систем города и области, в формирование передовых позиций в исследовательской и инновационной деятельности в сибирской регионе и в стране, а с другой стороны - устойчивый спрос на результаты научной и научно-технической деятельности - являются важнейшим условием успешного функционирования и развития такого специфичного территориального образования как Новосибирский Академгородок.
В последние годы органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами управления научными организациями СО РАН и СО РАМН, бизнес-сообществом города Новосибирска делаются в этом направлении определенные шаги.
Участие академических институтов в реализации федеральных целевых программ (далее - ФЦП), проектов министерств и ведомств, научно-исследовательских работ (далее - НИР) крупных корпораций и участие в реализации крупнейших международных проектов, программа создания и развития на территории Советского района города Новосибирска технопарка в сфере высоких технологий, проект развития Новосибирского государственного университета активизировали приток государственных, муниципальных и частных инвестиций на эту территорию, дали возможность для возникновения новых рабочих мест в наукоемкой сфере, усилили современную технологическую базу в сфере научно-технической деятельности.
Этими действиями фактически положено начало процессу развития Академгородка как научно-технологического ядра территории, на которой высокими темпами должна формироваться система предприятий и организаций экономики, построенной на использовании современных научных знаний - «новой экономики».
Новосибирская область крайне заинтересована в опережающем росте этого сектора, от него непосредственным образом зависят конкурентоспособность территорий как во внутрироссийском, так и в международном плане, а также высокие темпы роста валового регионального продукта. В качестве основных направлений развития экономики Советского района города Новосибирска можно выделить:
1. Развитие сектора исследований. Оно связано с увеличением масштаба деятельности научно-исследовательских организаций, создание комплекса современных опытных производств на территории Советского района города Новосибирска, участков получения пилотных образцов новых продуктов. В современных условиях это предполагает их вхождение в наиболее значимые и перспективные государственные исследовательские проекты и программы, в том числе, формируемые органами власти, государственными корпорациями и национальными промышленными структурами.
Необходимо создать условия для формирования системы коллективных центров исследований и развития совместно с российскими и зарубежными компаниями, объективно заинтересованными в использовании научно-образовательного и кадрового потенциала Новосибирска.
2. Формирование системы научно-производственных кластеров по важнейшим конкурентно-перспективным направлениям с вовлечением в инновационные процессы предприятий и организаций города Новосибирска.
3. Создание эффективной системы бизнес-инкубирования и реализации стартапов, в наиболее перспективных сферах интересных для глобального рынка.
4. Дальнейшее развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, ориентированной на потребности инновационного сектора экономики, включая развитие НГУ и вовлечение в процесс подготовки кадров научных организаций и успешного бизнеса.
5. Создание системы клиник и специализированных центров высоких технологий в сфере здравоохранения при научных организациях СО РАМН и СО РАН, развитие действующих (федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - ФГБУ «ННИИПК им. ак. Е.Н. Мешалкина»), Центр новых медицинских технологий, Международный томографический центр) и глубокая модернизация существующих лечебных учреждений.
Обеспечение успешного развития экономики по выделенным направлениям требует формирования особых условий для привлечения инвестиций в эти секторы, использования всех созданных на федеральном уровне мер государственной поддержки, развития региональных инструментов.
Подобная структура экономики предполагает дальнейшую концентрацию на этой территории кадров, обладающих самыми современными компетенциями, высочайшим уровнем квалификации и творческим потенциалом. Такие специалисты широко востребованы и амбициозны. Их закрепление требует создание условий жизнедеятельности, соответствующих самым современным мировым стандартам, обеспечивающих комфортное проживание, современное качество социальных и иных услуг, большие возможности профессиональных коммуникаций.
Все это предполагает активные действия, направленные на создание соответствующих условий на территории Советского района. А это связано как со скорейшим преодолением целого ряда накопившихся проблем в этой сфере, так и с обеспечением развития района на основе самых современных принципов формирования среды проживания, в том числе:
реализация комплексных мер по обновлению жилого фонда и системы коммунального обслуживания, развития жилищного строительства, сопровождаемого мерами поддержки доступности современного комфортного жилья для основных категорий сотрудников научных организаций, университета и инновационных предприятий;
снятие в приоритетном порядке проблемы недостатка мест в детских дошкольных учреждениях, создание надлежащих условий образовательной деятельности в системе учреждений общего и дополнительного образования детей;
создание условий для формирования современной системы удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой, спортом, разнообразного досуга, культурного обслуживания и удовлетворения бытовых нужд и торговли;
обеспечение приоритетного решения проблем транспортного обслуживания внутри Советского района, в том числе Академгородка, а также бесперебойного транспортного сообщения с центром и другими районами города Новосибирска, аэропортом «Толмачёво»;
развитие инженерной инфраструктуры, обеспечивающее экономическое и социальное развитие территории, основанное на использовании инновационных подходов к решению конкретных задач.
Важнейшим условием успешного преодоления существующих проблем и решения актуальных задач нового этапа развития ННЦ СО РАН и СО РАМН является выработка согласованной позиции по стратегическим направлениям и обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества в практических действиях, связанных с развитием территории, для основных участников принятия управленческих решений: органов государственного управления федерального и областного уровня, органов местного управления, научного сообщества.