Действующий

Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы»


VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы

В качестве альтернативных вариантов программы целесообразно рассматривать два сценария, различающиеся, прежде всего, постановкой задачи по развитию деятельности, осуществляемой на территории Академгородка, а также пониманием содержания развития на временном отрезке, существенно превышающем срок реализации программы.

Условно эти варианты определяются как инерционный сценарий и мобилизационный сценарий.

Инерционный сценарий характеризуется следующими основными признаками:

концентрация ресурсов программы на преодоление острых проблем и существенных ограничений социального характера: развитие жилищного строительства, модернизация и развитие общего здравоохранения и образования, физкультуры и спорта, отдыха и культуры;

деятельность научных организаций ННЦ в основном ориентируется на формирование фундаментального знания, преимущественное финансирование за счет федеральных исследовательских программ;

деятельность технопарка концентрируется на создании инновационных компаний, формируемых представителями малого бизнеса, использующих отдельные, легко коммерциализируемые идеи;

образовательная деятельность НГУ продолжает обслуживать потребность в кадрах, в основном научных организаций. Инновационная деятельность ограничивается сотрудничеством с небольшими компаниями, составляет малую долю в общем объеме деятельности.

Логика такого сценария укладывается в понимание ближайшей пятилетней перспективы, однако не отвечает принятой долгосрочной стратегии развития Новосибирской области, Концепции развития СО РАН на период до 2025 года, утвержденной постановлением Общего Собрания Сибирского отделения РАН от 10.04.2009 N 1, а также Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Мобилизационный сценарий реализуется исходя из понимания необходимости масштабного реформирования экономики Новосибирской области за счет создания новых высокотехнологичных производств и опирается на использование и развитие принципиальных конкурентных преимуществ уникального специализированного территориального образования - Академгородка как ядра научно-технологического комплекса - драйвера развития «новой экономики».

При этом благодаря наличию научных школ мирового уровня, активизации участия научных организаций Советского района в федеральных и международных фундаментальных и прикладных исследовательских программах; активному использованию устойчивых связей с министерствами и ведомствами, крупнейшими корпорациями (ОАО «РОСНАНО», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Информационная спутниковая система им. академика М.Ф. Решетнова», ОАО «Майкрософт Рус», компания «Шеврон Нефтегаз Инк» и др.); наличию опыта привлечения к сотрудничеству международных организаций, в том числе путем создания их представительств и центров на территории Советского района (Baker Hughes, Schlumberger, Samsung, Intel, Hewlett Packard, Parallels, Tohoky University и др.); развитию и активному использованию уникальной технологической и производственной базы научных организаций, ЦКП; расширению практики создания специальных структур и предприятий для трансфера технологий и коммерциализации научных разработок  должны быть обеспечены существенное увеличение масштаба научно-исследовательской деятельности организаций ННЦ СО РАН и СО РАМН, высокий уровень включенности науки в практическое решение задач развития производственного и социального комплекса Новосибирской области, закрепление и усиление позиций в научно-исследовательской сфере в России и мире.

Создание и развитие технопарка в сфере высоких технологий должно решать задачу формирования современной производственной инфраструктуры, обеспечивающей совместно с технологической базой научных организаций реализацию перспективных научно-технических проектов; создание эффективной системы поддержки деятельности возникающих инновационных компаний и реализации стартапов; усиление интеграционных процессов науки и производства.

Система образования и подготовки кадров для обеспечения успешной деятельности научных производственных структур развивается в тесном взаимодействии между учреждениями общего и профессионального образования, исследовательских организаций и бизнеса. Развитие учебно-материальной базы, программ подготовки и повышения квалификации опирается на лучшие традиции организации этой деятельности, созданные в период становления и развития Академгородка, ориентируясь на передовые достижения мирового уровня.

В целях создания наиболее благоприятных условий привлечения инвестиций в развитие научного, образовательного и высокотехнологичного производственного секторов динамично решаются вопросы развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Обеспечивается гармонизация и интеграция в развитии и управлении инженерной инфраструктуры в интересах функционирования городского хозяйства и научно-производственного комплекса.

Обеспечивается сохранение и развитие особой привлекательности городской среды и социальной инфраструктуры, поддерживаемые особыми нормативами и планировочными решениями развития территории, интенсивным развитием строительства жилья и модернизации жилого фонда, создание новых и модернизация действующих объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культурного досуга, бытового и торгового обслуживания.

Все это должно обеспечить закрепление за Академгородком статуса консолидирующего научного и инновационного центра не только Новосибирской области, но и обширной территории от Урала до Дальнего Востока, включая весь Сибирский федеральный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменскую область, Республику Саха (Якутия), а также центра притяжения интересов к сотрудничеству организаций стран Евро-Азиатского сотрудничества, Китая, Кореи, Японии, стран ШОС, Европейского союза и США.

Логика сценария требует понимания многолетней перспективы, выходящей за пределы программы. Она ориентирована на устойчивое развитие Академгородка и прилегающих территорий как одного из центров науки и технологий мирового уровня.

Новосибирская область при этом получает мощный локомотив развития и модернизации экономики и социальной сферы, обеспечивающий их необходимыми импульсами к постоянному обновлению, поддерживающий высокий уровень ее конкурентоспособности в российском и международном масштабе.