Ключевыми задачами территориальной политики на период 2012-2014 гг. являются:
- стимулирование инвестиционной и инновационной активности с помощью дальнейшего развития специальных форм и методов оказания государственной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территориях области;
- обеспечение устойчивого роста сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику региона, диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения, научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
- улучшение жилищных условий, наращивание темпов и объемов жилищного строительства, создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности, повышение доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг населению на основе оптимизации сети объектов общественной инфраструктуры, реализации принципа «единого окна»;
- повышение занятости, уровня и качества жизни населения, сокращение и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения, замедление процесса депопуляции, стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- рациональное использование природных ресурсов и сохранение природной среды, сохранение и приумножение историко-культурного, рекреационного, экономического и демографического потенциала территорий;
- стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала, расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов с целью наращивания бюджетов развития;
- совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях реализации эффективной территориальной политики в плановом периоде будет продолжено использование имеющихся механизмов: реализация долгосрочных, ведомственных целевых программ и оказание поддержки в рамках созданных институтов развития; проведение межмуниципальных конгрессных мероприятий и рассмотрение программ развития территорий на заседаниях коллегиальных и совещательных органов с привлечением широкого круга экспертов.
Наряду с имеющимися, будут внедряться новые формы и механизмы управления развитием территорий:
- формирование системы коллегиального межведомственного принятия комплексных решений по развитию территорий (при формировании и реализации целевых программ), создание специального коллегиального органа управления территориальным развитием;
- создание института «инвестиционных уполномоченных» в районах области, обеспечивающих доступ потенциальных инвесторов к полной информации о возможностях и тенденциях развития территорий, оказывающих содействие в реализации инвестиционных проектов и осуществляющих продвижение инвестиционных возможностей и инициатив территорий;
- формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки принятия решений, в том числе информационных баз данных инвестиционных ресурсов, проектов, объектов социальной сети; системы учета мероприятий целевых программ в территориальном разрезе;
- обеспечение маркетинговой поддержки развития территорий (территориальных кластеров), формирование специальных механизмов продвижения территориальных продуктов;
- организация подготовки кадров в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в сфере стратегического управления и планирования, бизнес-планирования и инвестиционного проектирования в ведущих образовательных и научных учреждениях региона.
Кроме того, будет продолжено взаимодействие с органами местного самоуправления и оказание им методической поддержки по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе по организации проведения кадастрового учета земельных участков.
Имеющиеся и вновь внедряемые механизмы управления развитием территорий позволят сформировать комплексный подход к решению важнейших задач территориальной политики и обеспечить создание благоприятных условий для дальнейшего устойчивого развития Новосибирской области.