Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы»(с изменениями на 9 октября 2014 года)(утратило силу)


II. Обоснование необходимости разработки Программы

Объектами регулирования Программы являются государственные информационные системы, информационное общество и электронное правительство Новосибирской области.

Предметом регулирования Программы являются процессы информатизации систем взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и учреждений социальной сферы Новосибирской области с населением Новосибирской области.

Сфера деятельности Программы - информационно-телекоммуникационная.

Базовая инфраструктура информационного общества - это совокупность современных сетей связи и телекоммуникаций, оборудования и программного обеспечения, государственных информационных систем, информационных систем обмена данными для обеспечения непрерывного доступа граждан и организаций к современным технологиям, актуальной информации и знаниям.

Государственные информационные системы Новосибирской области (далее - государственные информационные системы) - информационные системы, созданные на основании законов Новосибирской области, нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, включенные в реестр государственных информационных систем, представляющие собой совокупность содержащихся в базах данных государственных информационных ресурсов и обеспечивающих их обработку с использованием информационных технологий и технических средств.

1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы.

Для реализации стратегических приоритетов развития Новосибирской области необходимо развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность оперативного доступа к информации, информационным системам, банкам знаний и базам данных, создающей условия для принятия качественных и оперативных решений, основанных на эффективном применении различных моделей анализа и прогнозирования.

В современном обществе информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Ключевой составляющей перехода к информационному обществу является формирование и развитие базовой инфраструктуры информационного общества.

Уровень развития информационного общества в Новосибирской области характеризуется показателями, приведенными в приложении N 4 к Программе.

Приведенные текущие значения показателей информатизации Новосибирской области позволяют сказать о завершении начального этапа формирования информационного общества, но в то же время указывают на неравномерность развития территорий Новосибирской области по базовым инфраструктурным показателям.

К положительным тенденциям можно отнести:

опережение темпов развития сферы услуг связи Новосибирской области по сравнению со среднероссийскими значениями. Уровень проникновения широкополосного доступа в сеть Интернет превышает среднероссийский показатель в 1,25 раза и сопоставим с лидирующими субъектами Российской Федерации. Сформирована сеть пунктов коллективного доступа в сеть Интернет на базе отделений почтовой связи, расположенных на территории Новосибирской области. Охват населения услугами сотовой связи составляет более 97%, покрытие - более 75% территории города Новосибирска и Новосибирской области;

обеспечено функционирование портала государственных и муниципальных услуг Новосибирской области, на котором размещена актуальная информация о более чем 350 государственных услугах, в том числе о 210 государственных услугах в Новосибирской области в сфере транспорта, здравоохранения, социального обслуживания и т.д. Закончена работа по переводу 9 услуг по линии социальных выплат в электронный вид до 3-4 этапа развития;

обеспечена возможность перехода к полномасштабному электронному документообороту областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области. Проводятся подготовительные работы к внедрению технологий электронной подписи: завершен этап первоначального оснащения областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области современной вычислительной техникой, проведено обучение государственных служащих Новосибирской области работе с типовым программным обеспечением и существующими ведомственными информационно-аналитическими системами, развернута базовая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура их деятельности;

продолжает осуществляться реализация проекта электронного правительства Новосибирской области: обеспечен доступ граждан к Интернет-порталу оказания государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных районах Новосибирской области; развернута государственная сеть, включающая 104 государственных терминала (инфомата).

При этом недостаточно развиты следующие процессы:

процесс по сокращению уровня цифрового неравенства между городом Новосибирском и областью, а также между муниципальными районами Новосибирской области. Отставание в развитии информатизации Новосибирской области от лидирующих субъектов Российской Федерации в первую очередь связано с низким уровнем проникновения широкополосного доступа в сеть Интернет в муниципальных районах Новосибирской области, составляющим в среднем около 13%;

на стадии формирования находятся системы информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан с использованием информационно-коммуникационных технологий в учреждениях социальной сферы: здравоохранения, образования, соцобеспечения, культуры. Только предстоит сформировать инфраструктуру публичного (общественного) доступа к ним;

процесс информатизации социально значимых сфер, таких как здравоохранение, культура и архивная отрасль характеризуется низким уровнем обеспеченности и развития базовой инфраструктуры. Несмотря на высокие темпы развития и удовлетворительное состояние ИКТ-инфраструктуры сферы общего образования, она требует постоянного обновления и развития;

отмечается недостаточный уровень специальной подготовки специалистов учреждений социальной сферы к использованию ИКТ в профессиональных целях, поэтому нельзя оставлять без внимания процесс повышения уровня ИКТ-компетентности.

Безусловно, факторы, по которым отмечается относительное отставание Новосибирской области от среднероссийских показателей, нуждаются в принятии мер по их улучшению и финансированию. К требованиям информационного общества можно отнести:

высокий уровень информатизации всех сфер жизнедеятельности;

наличие развитой системы полномасштабного электронного документооборота;

нормативно-правовое обеспечение процессов информатизации.

В развитии инфраструктуры требуется более активное сотрудничество исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с бизнес-сообществом для продвижения услуг широкополосного доступа в сеть Интернет на территории Новосибирской области.

Обеспечение цифрового формата и широкого уровня доступа населения к информации невозможно без комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня информатизации социально значимых сфер. В целях обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов власти, сокращения времени прохождения процедуры согласования, сокращение времени предоставления государственных услуг необходимо внедрение технологий электронной подписи, обеспечение полномасштабного электронного документооборота, развитие системы оказания государственных услуг в электронном виде.

Развитие цифрового контента потребует совершенствования нормативной правовой базы Новосибирской области, регулирующей сферу формирования электронного правительства Новосибирской области. Совершенствование нормативной правовой и методической базы Новосибирской области будет осуществляться по мере формирования нормативной правовой базы федерального уровня.

2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом.