ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 августа 2011 года N 362-п

г. Новосибирск


О внесении изменений в программу модернизации
здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы



В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительство Новосибирской области


п о с т а н о в л я е т:

Внести в программу модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 11.04.2011 N 130-п «О программе модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы», следующие изменения:

1. В разделе «2. Показатели реализации Программы модернизации здравоохранения» пункты 2.13-2.15 изложить в следующей редакции:

«

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Целевые значения показателей

по состоянию на 01.01.2012

по состоянию на 01.01.2013

2.13

Количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты

%

2,0

34,0

2.14

Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу
с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных
(муниципальных) учреждений
здравоохранения

%

66,0

100,0

2.15

Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений

%

36,0

100,0








».


2. Раздел «Система мероприятий по реализации Программы модернизации здравоохранения» дополнить «Задача 2.  Внедрение современных информационных систем» в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

3. Раздел «5. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» изложить в следующей редакции:

«5.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В городе Новосибирске в течение 2010 года внедрен компонент «Электронная регистратура». В нескольких ЛПУ области и города имеются примеры внедрения медицинских информационных систем, обладающих базовой функциональностью. В 42 учреждениях здравоохранения (38% от общего количества учреждений здравоохранения Новосибирской области) осуществляется запись на прием к врачу с использованием сети Интернет. Все медицинские учреждения здравоохранения включены в механизм информационного взаимодействия с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новосибирской области с использованием электронно-цифровой подписи.

Министерство здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ НСО «Медицинский информационно-аналитический центр» обеспечило создание и актуализацию единой информационной базы медицинских и фармацевтических работников, ведение регионального сегмента Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников Новосибирской области. Также с федеральной базой данных состыкован Регистр ВОВ.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой органов управления здравоохранением, обеспечено информационно-коммуникационное взаимодействие медицинских учреждений и органов исполнительной власти.

На 01.01.2010 в медицинских учреждениях Новосибирской области насчитывается 5401 компьютер, больше 50% имеют параметры, не подходящие для внедрения медицинской информационной системы и автоматизации лечебного процесса в медицинских учреждениях. В рамках Задачи 2 «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы планируется приобрести 4811 компьютеров (технологии тонкого клиента), 2527 принтеров формата А4 и многофункциональных устройств.

На начало 2011 года в медицинских учреждениях Новосибирской области отсутствует оборудование для автоматизации процесса записи на прием к врачу: считыватели магнитных карт (для использования универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации), сканеры штрих-кодов.

Медицинские организации аккумулируют значительные объемы информации, которая должна являться конфиденциальной. Для проработки вопросов информационной безопасности в медицинских учреждениях в рамках Задачи 2 «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» запланировано приобретение персональных средств аутентификации, аппаратно поддерживающих работу с цифровыми сертификатами и ЭЦП, а также мероприятия по созданию и реализации системы защиты персональных данных в учреждениях Новосибирской области.

На 1 января 2011 года все медицинские учреждения Новосибирской области подключены к сети Интернет: через оптоволоконную сеть подключены 24%, по технологии xDSL - 74%, через VPN сеть общего пользования - 2%. Только у 8% медицинских учреждений имеется резервный канал связи для подключения к сети Интернет. Основным провайдером для большинства медицинских учреждений является Новосибирский филиал ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», также многие учреждения подключены к провайдерам: ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО «Новотелеком», ЗАО «Авантел».

На территории Новосибирской области в 2010 году завершено строительство магистральных участков оптоволоконной сети территориальной информационной системы Новосибирской области, что позволит к началу 2013 года подключить все учреждения здравоохранения области к  непрерывному каналу связи для государственных учреждений и перейти на централизованную модель построения информационной  системы здравоохранения Новосибирской области.

В медицинских учреждениях Новосибирской области ощущается острая нехватка компьютерной техники, современного программного обеспечения. В подавляющем большинстве учреждений информатизация проведена в направлении финансового, кадрового учета, информационного взаимодействия с министерством здравоохранения Новосибирской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новосибирской области, страховыми медицинскими компаниями, и не затрагивает автоматизацию самого лечебно-диагностического процесса. Примеров внедрения комплексной автоматизированной информационной системы для всех процессов в учреждении на данный момент нет.

Для повышения оперативности оказания медицинской помощи, снижения операционных затрат на обработку, передачу, хранение медицинской информации, уменьшения ошибок медицинского персонала, связанных с назначением лекарственных препаратов и выбором курса лечения, сокращение количества проводимых дополнительных консультаций, обследований и анализов необходим решительный прорыв в области информатизации здравоохранения Новосибирской области.

5.2. Программа информатизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы


Внедрение современных информационных систем в здравоохранение Новосибирской области позволит создать к концу 2012 года региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (Региональный фрагмент). Региональный фрагмент представляет собой часть единой государственной системы в сфере здравоохранения (Система), в рамках которой обеспечивается информационно-технологическая поддержка деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере здравоохранения и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, находящихся в их ведении учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, а также территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области. В качестве поставщиков и получателей информации, консолидируемой в рамках централизованных общесистемных компонентов федерального фрагмента Системы, выступают информационные системы учреждений здравоохранения и иных участников системы здравоохранения Новосибирской области.

При подготовке программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2012 годы в части Задачи 2 «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» использовались следующие  документы:

Рекомендации по подготовке программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение»;

Приказ Минздравсоцразвития России N 364 от 28 апреля 2011 года «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»;

Решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 14.04.2011;

Методические рекомендации по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, обязательные для создания в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения от 20 июля 2011 года;

Методические рекомендации по оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, обязательные для создания в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения от 20 июля 2011 года;

Методические рекомендации по составу прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, обязательные для создания в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения от  20  июля  2011 года.

Реализация программы информатизации здравоохранения Новосибирской области позволит к концу 2012 года:

повысить качество оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских учреждений;

повысить эффективность управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контролировать соблюдение государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;

повысить информированность населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами;

принять меры по сокращению учетной и отчетной документации, заполняемой лечащими врачами, а также по переводу документации в электронную форму.

Реализация задачи 2 «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» основана на следующих принципах:

однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением;

использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации;

обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе с использованием электронной цифровой подписи и электронных средств идентификации врача и пациента (Универсальная электронная карта гражданина Российской Федерации);

обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем, разрабатываемых различными производителями;

применение единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям открытых международных стандартов в области медицинской информатики;

централизованное проектирование, разработка и сопровождение системообразующих компонентов инфраструктуры и прикладных компонентов Системы;

модернизация унаследованных и разработка новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств;

создание прикладных информационных систем по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS);

унификация электронной медицинской карты;

обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию системами «Электронного Правительства», в том числе с порталом государственных услуг, универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации и другими.

По общей архитектуре единая государственная информационная система в сфере здравоохранения делится на два сегмента:

сегмент централизованных общесистемных компонентов;

сегмент прикладных компонентов.

Сегмент централизованных общесистемных компонентов  единого информационного пространства в здравоохранении состоит из общесистемного и платформенного программного обеспечения, хранилищ данных, сервисов доступа и обработки данных, а также общесистемных технологических сервисов, необходимых для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия между прикладными компонентами Системы, защиты данных от несанкционированного доступа и потери.

В состав сегмента входят следующие подсистемы:

интеграция прикладных систем;

ведение каталога пользователей Системы;

ведение реестра нормативно-справочной информации, словарей медицинских терминологий и регистра электронных документов;

управление удостоверяющим центром и инфраструктурой открытых ключей;

управление эксплуатацией;

ведение электронной почты и прочих информационно-технических сервисов общего пользования.

Проектирование, разработка и эксплуатация централизованных общесистемных компонентов единого информационного пространства осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо уполномоченной им организацией.

Сегмент прикладных компонентов единого информационного  пространства в здравоохранении включает существующие и создаваемые прикладные информационные системы учреждений здравоохранения. С точки зрения автоматизируемых функций, сегмент прикладных компонентов подразделяется на транзакционные, управленческие и справочные, по уровню - на федеральные и региональные.

К федеральным транзакционным системам относятся:

системы ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу;

системы, обеспечивающие проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств;

системы, обеспечивающие направление на проведение диагностических исследований, проведение медицинского обследования (консультации, экспертизы) и получение медицинской помощи в иные медицинские организации;

системы, обеспечивающие бухгалтерский и управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующие функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь;

системы, обеспечивающие кадровый учет в медицинских организациях.

К федеральным управленческим системам относятся:

регистр паспортов медицинских организаций;

регистр медицинского оборудования и медицинской техники;

регистр врачей и медицинского персонала;

система мониторинга реализации программ в здравоохранении;

система ведения интегрированной электронной медицинской карты, а также создаваемых на ее основе специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан, в том числе обеспечивающая персонифицированный учет медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

аналитические системы, а также системы автоматизированного контроля и поддержки принятия управленческих решений на основе анализа первичных данных.

К федеральным справочным системам относятся:

федеральная электронная медицинская библиотека, содержащая, в том числе, электронные медицинские публикации, электронные справочники лекарственных средств и заболеваний, стандарты оказания медицинской помощи, протоколы лечения, иную нормативно-справочную информацию;

библиотека экспертных медицинских систем, обеспечивающих автоматизацию процесса поддержки принятия врачебных решений на базе формализованных баз знаний и прецедентной информации;

электронные образовательные курсы, программы дистанционного обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики;

системы группового профессионального общения для медицинского и фармацевтического персонала и студентов медицинских и фармацевтических средних специальных и высших учебных заведений;

средства обеспечения доступа к первичным данным, содержащимся в Системе, необходимым для проведения научных исследований в сфере здравоохранения;

средства информирования граждан о деятельности системы здравоохранения.

К региональным транзакционным системам относятся:

медицинские информационные системы;

системы выдачи и обслуживания льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства;

системы удаленного мониторинга состояния здоровья отдельных категорий пациентов;

системы архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям.

Архитектура регионального сегмента единой информационной системы здравоохранения включает в себя централизованные региональные вычислительные мощности, создаваемые на средства областного бюджета Новосибирской области, и структурно размещаемые в ГБУЗ НСО «Медицинский информационно-аналитический центр». В каждом медицинском учреждении предполагается пользовательский доступ к федеральному сегменту единой системы здравоохранения, к централизованным региональным вычислительным мощностям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»