Программа направлена на формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам.
Объектом регулирования Программы является среда жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области.
Предметом регулирования Программы является дополнительная система мер, направленная на развитие среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Новосибирской области, в том числе на создание условий доступности приоритетных зданий и сооружений, предоставление социальных услуг.
Сфера действия Программы - социальная.
Основные понятия, используемые в Программе:
Маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски.
Доступная среда - обеспечение передвижения, переустройство строительных объектов и транспорта, обеспечение инвалидов услугами и постепенное изменение общественного восприятия людей с ограниченными возможностями «на равных» со всеми остальными.
Доступная среда жизнедеятельности - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Доступность услуги - обеспечение передвижения к зданиям и сооружениям, а также изменение правил работы социальных, информационных и прочих служб по предоставлению различных услуг (занятости, получения образования, реабилитационных услуг, услуг здравоохранения) под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов.
Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры для инвалидов - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий.
Безбарьерная среда - формирование таких условий, в которых люди с ограниченными возможностями не ущемляются в правах на работу, медицинское обслуживание, образование и полноценное участие в общественной жизни.
Обеспечение равных возможностей - процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды такие, как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем инвалидам.
Транспортная доступность - обеспечение выполнения технических регламентов и стандартов в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, учитывающих потребности людей с ограниченными возможностями.
Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости
ее решения программными методами
В Новосибирской области на 1 января 2011 года насчитывалось более 199,6 тысячи инвалидов, что составляет 7,5% от общей численности населения области.
Из них инвалидов-колясочников - 2,5 тыс. человек, инвалидов по зрению - 3 тыс. человек, инвалидов по слуху - 5 тыс. человек. Кроме этого в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области проживает более 50 тысяч человек из числа маломобильных групп населения.
Наметилась тенденция сокращения численности лиц впервые признанных инвалидами. В 2010 году впервые признано инвалидами 18141 человек, из них 45,5% относятся к трудоспособному возрасту. Основными причинами, обусловившими возникновение инвалидности, в том числе первичной, является болезни кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы.
Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 86,7%.
Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне, хотя происходит небольшое увеличение. Если в 2008 году данный показатель составлял 5,37%, то в 2010 году - 6,33%.
В связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов возникла необходимость усилить меры по обеспечению инвалидов доступом к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, информации и связи, а также к социальным услугам.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Законом Новосибирской области от 12 марта 1999 года N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов находится на низком уровне.
В Новосибирской области в рамках реализации областных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов в Новосибирской области», разработанных на 2006-2008 годы и 2009-2013 годы, удалось установить 43 пандуса к объектам жилого назначения и социальным учреждениям. Этими вопросами занимались и отдельные муниципальные районы, используя средства местных бюджетов.
Неоснащенность жилых помещений специальными приспособлениями, отсутствие пандусов, поручней, подъемников при входе и внутри многих объектов социальной инфраструктуры создают непреодолимую преграду для инвалидов.
Министерством социального развития Новосибирской области предварительно изучена ситуация по вопросу обеспечения доступной среды в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области на предмет оборудования наиболее востребованных инвалидами социально значимых объектов пандусами и поручнями.
В результате проведенного анализа только 5% объектов социальной инфраструктуры оборудованы пандусами и поручнями.
Имеющиеся пандусы, которые должны обеспечивать доступность входа в здания, в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям. Отсутствие приспособленной входной зоны препятствует дальнейшему передвижению внутри здания, а значит отсутствует полная возможность получения каких-либо услуг.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе: