Действующий

Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы»

Приложение N 2
к концепции долгосрочной целевой программы
«Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы»


Краткий аналитический отчет
о результатах социологического исследования на тему:
«Определение типов потребителей культурных услуг и разработка основных
направлений культурной политики Новосибирской области»

1. Характеристика исследования

Исследование осуществлялось «Лабораторией социолого-маркетинговых исследований «Нового сибирского института». Оно носило инициативный характер и реализовывалось на средства Нового сибирского института.

Целью исследования было определить типы потребителей культурных услуг и разработать основные направления культурной политики Новосибирской области.

Объектом исследования являлось население от 3-х лет и старше, включающее следующие группы:

1) дошкольники, школьники начальных классов;

2) ученики средней школы (5-9 классов);

3) ученики 10-11 классов школы, учащиеся ПТУ, колледжей, лицеев и т.п., студенты;

4) родители с детьми (с 20 до 35 лет);

5) население без детей (с 20 до 35 лет);

6) население в возрасте 36-55(60 - для мужчин) лет;

7) работающие пенсионеры;

8) неработающие пенсионеры.

Предметом исследования были определены потребности, потребительские модели поведения, ориентации и ожидания, источники информирования различных групп потребителей, выделенных в объекте, в сфере культурных услуг.

В структуре опрошенных были представлены почти в соответствии с генеральной совокупностью мужчины (40,6%) и женщины (59,4%).

В опросе приняли участие респонденты в возрасте старше 10 лет. Представительство всех возрастных групп было статистически значимым и репрезентативным для анализа полученных данных. В опросе были представлены все основные социальные группы населения: студенты/учащиеся (36,5%); рабочие/служащие (31,0%); пенсионеры (24,1%); предприниматели/ бизнесмены (2,8%); безработные (2,2%), домохозяйки, лица, находящиеся в длительном отпуске (3,1%). Они сформировали представительство всех отраслей экономики Новосибирской области. В опрос были включены работники 22 отраслей.

2. Культурное потребление различных социальных, демографических, доходных и территориальных групп населения.

Анализ потребления различных социально-демографических групп показал, что предпочтения мужчин и женщин в организации своего свободного времени в основном схожи. В то же время, если рассматривать процентное отношение способов проведения свободного времени, то видно, что, несмотря на одинаковые места в ранговом распределении, это соотношение у мужчин и женщин различается. Исключение составляет посещение культурных заведений, занимающее первое место у мужчин и у женщин, составляет 47,9% и 48,4%, соответственно.

Таблица 1

Предпочтения населения в организации свободного времени в зависимости от пола (в % от каждой совокупности опрошенных, ранг)

Варианты ответов

Мужской

Женский

ранг

%

ранг

%

посещаю культурные заведения

1

47,9

1

48,4

встречаюсь с друзьями

2

34,6

2

47,4

за компьютером

3

26,7

6

19,4

один дома (смотрю телевизор, читаю и т.д.)

4

24,7

4

32,9

гуляю по улице, в парке

5

20,9

3

33,2

занимаюсь своим хобби

6

20,5

5

21,3

занимаюсь спортом

7

20,2

7

15,4

другое

8

3,4

8

2,3

Многие респонденты независимо от пола не ограничиваются каким-то одним способом времяпрепровождения, а комбинируют их в зависимости от своих потребностей. Достаточно часто опрошенные совмещают посещение культурных заведений и встречу с друзьями. Выбор такой стратегии подтверждают данные, полученные при ответе на вопрос о том, с кем чаще всего респонденты посещают культурные заведения (см. таблицу 2). Анализ показал - мужчины и женщины имеют почти одинаковые предпочтения в вопросе, с кем посещать культурные заведения. Исключение составляет посещение с коллегами.

Таблица 2

Структура посещений культурно-досуговых учреждений
(в % от всей совокупности опрошенных)