Краткий аналитический отчет
о результатах социологического исследования на тему:
«Определение типов потребителей культурных услуг и разработка основных
направлений культурной политики Новосибирской области»
1. Характеристика исследования
Исследование осуществлялось «Лабораторией социолого-маркетинговых исследований «Нового сибирского института». Оно носило инициативный характер и реализовывалось на средства Нового сибирского института.
Целью исследования было определить типы потребителей культурных услуг и разработать основные направления культурной политики Новосибирской области.
Объектом исследования являлось население от 3-х лет и старше, включающее следующие группы:
1) дошкольники, школьники начальных классов;
2) ученики средней школы (5-9 классов);
3) ученики 10-11 классов школы, учащиеся ПТУ, колледжей, лицеев и т.п., студенты;
4) родители с детьми (с 20 до 35 лет);
5) население без детей (с 20 до 35 лет);
6) население в возрасте 36-55(60 - для мужчин) лет;
7) работающие пенсионеры;
8) неработающие пенсионеры.
Предметом исследования были определены потребности, потребительские модели поведения, ориентации и ожидания, источники информирования различных групп потребителей, выделенных в объекте, в сфере культурных услуг.
В структуре опрошенных были представлены почти в соответствии с генеральной совокупностью мужчины (40,6%) и женщины (59,4%).
В опросе приняли участие респонденты в возрасте старше 10 лет. Представительство всех возрастных групп было статистически значимым и репрезентативным для анализа полученных данных. В опросе были представлены все основные социальные группы населения: студенты/учащиеся (36,5%); рабочие/служащие (31,0%); пенсионеры (24,1%); предприниматели/ бизнесмены (2,8%); безработные (2,2%), домохозяйки, лица, находящиеся в длительном отпуске (3,1%). Они сформировали представительство всех отраслей экономики Новосибирской области. В опрос были включены работники 22 отраслей.
2. Культурное потребление различных социальных, демографических, доходных и территориальных групп населения.
Анализ потребления различных социально-демографических групп показал, что предпочтения мужчин и женщин в организации своего свободного времени в основном схожи. В то же время, если рассматривать процентное отношение способов проведения свободного времени, то видно, что, несмотря на одинаковые места в ранговом распределении, это соотношение у мужчин и женщин различается. Исключение составляет посещение культурных заведений, занимающее первое место у мужчин и у женщин, составляет 47,9% и 48,4%, соответственно.
Таблица 1
Предпочтения населения в организации свободного времени в зависимости от пола (в % от каждой совокупности опрошенных, ранг)
Варианты ответов | Мужской | Женский | ||
ранг | % | ранг | % | |
посещаю культурные заведения | 1 | 47,9 | 1 | 48,4 |
встречаюсь с друзьями | 2 | 34,6 | 2 | 47,4 |
за компьютером | 3 | 26,7 | 6 | 19,4 |
один дома (смотрю телевизор, читаю и т.д.) | 4 | 24,7 | 4 | 32,9 |
гуляю по улице, в парке | 5 | 20,9 | 3 | 33,2 |
занимаюсь своим хобби | 6 | 20,5 | 5 | 21,3 |
занимаюсь спортом | 7 | 20,2 | 7 | 15,4 |
другое | 8 | 3,4 | 8 | 2,3 |
Многие респонденты независимо от пола не ограничиваются каким-то одним способом времяпрепровождения, а комбинируют их в зависимости от своих потребностей. Достаточно часто опрошенные совмещают посещение культурных заведений и встречу с друзьями. Выбор такой стратегии подтверждают данные, полученные при ответе на вопрос о том, с кем чаще всего респонденты посещают культурные заведения (см. таблицу 2). Анализ показал - мужчины и женщины имеют почти одинаковые предпочтения в вопросе, с кем посещать культурные заведения. Исключение составляет посещение с коллегами.
Таблица 2
Структура посещений культурно-досуговых учреждений
(в % от всей совокупности опрошенных)