В Новосибирской области накоплен уникальный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования.
Новосибирск является не только культурной столицей Сибири, но и третьим по значимости и масштабам культурным центром России. Развитые традиции оперного, балетного, драматического, изобразительного искусства и один из лучших в стране модернизированный Новосибирский театр оперы и балета сформировали в Новосибирской области особую культурную атмосферу. Симфонический оркестр, новосибирская скрипичная школа известны далеко за пределами России и отвечают самым высоким мировым стандартам.
Численность государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в Новосибирской области, составляет более двух тысяч учреждений, в том числе: 10 профессиональных театров, 3 концертные организации, 883 библиотеки, 34 музея, более тысячи культурно-досуговых учреждений, более 200 кинотеатров и киноустановок, 9 парков культуры и отдыха, зоопарк, цирк.
Сеть образовательных учреждений культуры Новосибирской области включает более 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, 2 высших учебных заведения культуры и искусства. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 30 тысяч человек.
Реализация государственной политики Новосибирской области в сфере культуры, в том числе в рамках областных целевых программ «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы» и «Библиотеки Новосибирской области», способствовала развитию и поддержке как областного, так и муниципального секторов культуры Новосибирской области. С 2000 года в сельских районах области введены в строй более 30 новых объектов культуры, отремонтировано и восстановлено более 200 муниципальных учреждений культуры, пополнены библиотечные фонды общедоступных государственных и муниципальных библиотек Новосибирской области. Осуществлялась государственная поддержка коллективов самодеятельного творчества, национально-культурных организаций, творческих союзов, оказывалась адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи. Развивались международные и межрегиональные культурные связи с Казахстаном, Францией, Италией, Болгарией и другими странами дальнего и ближнего зарубежья.
Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности в сфере культуры Новосибирской области, отрасль нуждается в более интенсивной государственной поддержке.
Экспертами отмечается снижение значения духовно-нравственных ценностей для населения, особенно для молодежи, усиление ценностей потребительского общества, нигилизм по отношению к прошлому, недооценка традиций российской культуры и некритичное заимствование стереотипов «западной культуры». В этой связи особенно возрастает роль государства в поддержке сферы культуры, являющейся основой для нравственного и духовного развития общества.
Анализ текущей ситуации в сфере культуры Новосибирской области, основанный на результатах социологического исследования, проведенного «Лабораторией социолого-маркетинговых исследований «Нового сибирского института» (приложение N 2), экспертных оценках и статистических данных, выявил ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в Новосибирской области.
1. Отмечается разобщенность и несогласованность действий органов государственной власти Новосибирской области, различных ведомств и организаций в области духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.
2. Учреждения культуры «проигрывают» в предоставлении услуг по сравнению с другими формами организации досуга населения. Результаты социологического исследования свидетельствуют о недостаточной удовлетворенности населения Новосибирской области объемом и уровнем предоставляемых культурно-досуговых услуг, а также оснащением учреждений культуры.
При проведении социологического исследования фактически всеми возрастными группами опрошенных, независимо от дохода, уровня образования, рода деятельности и места проживания, отмечено однообразие репертуара и выставок, неудобный режим работы учреждений культуры.
3. Система информирования населения Новосибирской области о культурных программах, основных событиях в сфере культуры нуждается в совершенствовании.
Экспертами отмечается недостаточный уровень информирования населения, в том числе в сети Интернет о мероприятиях и услугах, предоставляемых учреждениями культуры. Собственные веб-сайты имеют менее 5% учреждений культуры Новосибирской области, а содержащаяся в них информация не всегда отличается актуальным состоянием. Необходимо создавать систему работы со средствами массовой информации, стимулировать их к пропаганде культуры, искусства, высоких моральных ценностей.
4. Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. В настоящее время износ зданий учреждений культуры составляет более 70%. 431 здание учреждений культуры требует капитального ремонта, 66 зданий находятся в аварийном состоянии, что составляет 33,2% от общего количества зданий, из них 60% находятся в сельской местности.
5. Слабая материально-техническая база учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения области и возможностями их удовлетворения.
6. Существует нормативная правовая нерешенность отдельных вопросов в сфере культуры, в том числе отсутствует нормативная база, регулирующая благотворительность, применение механизмов государственно-частного партнерства, не принят федеральный закон о меценатстве, требует совершенствования система государственной поддержки общественных творческих инициатив.
Следствием данной проблемы является низкая вовлеченность организаций негосударственного сектора в реализацию мер государственной политики в сфере культуры.
7. В учреждениях культуры Новосибирской области отмечается ряд кадровых проблем:
1) существует дефицит молодых управленческих и творческих кадров.
Последние 5 лет кадровый состав учреждений культуры по возрастным группам выглядит следующим образом: 25% специалистов - пенсионного возраста, 17% специалистов - до 30 лет, средний возраст руководителей учреждений культуры составляет 49 лет.
При наличии достаточно развитой системы художественного образования в Новосибирской области интерес абитуриентов к получению профессионального художественного образования снижается. При наборе в средние учебные заведения профессионального образования в сфере культуры проявляется тенденция снижения проходного балла, на отдельные специальности отсутствует конкурс среди поступающих.
Кроме того, экспертами отмечается, что существует отток наиболее талантливых деятелей культуры и искусства из Новосибирской области в федеральные центры и за рубеж.
Кадровый дефицит в сфере культуры, а также снижение уровня заинтересованности молодых людей в получении профессионального художественного образования обусловлены, в первую очередь, низким уровнем престижа творческой деятельности. Оплата труда работников культуры традиционно самая низкая среди работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата работников культуры в Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2011) составляет 11214 рублей, в районах области 7582 рубля, причем динамика роста за последние 3 года незначительная - в среднем 8%, в отдельных районах Новосибирской области наблюдается отрицательная динамика;
2) в учреждениях культуры в Новосибирской области, особенно сельских, отмечается недостаточный уровень квалификации кадров. Около четверти специалистов не имеют специального образования. Вместе с тем внедрение современных средств и технологий во все процессы деятельности сферы культуры предъявляет новые требования к компетентности специалистов сферы культуры, системе повышения квалификации и аттестации специалистов.
8. Имидж Новосибирска как культурной столицы Сибири слабо поддерживается региональными и федеральными СМИ, что требует создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей представление о характере развития и возможностях культуры Новосибирской области во внешнем пространстве. Необходимо проводить более масштабные мероприятия, позиционировать достижения в культуре и искусстве за пределами Новосибирской области, в том числе посредством гастрольной деятельности, реализовывать инновационные проекты в сфере культуры.
Обозначенные проблемы в сфере культуры Новосибирской области подтверждают необходимость оказания масштабной государственной поддержки в целях модернизации и развития инфраструктуры объектов культуры области, сохранения культурных ценностей, создания условий для творчества, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей и гостей Новосибирской области.
В разделе VIII представлен перечень возможных направлений реализации мероприятий, позволяющих решить вышеизложенные проблемы в рамках Программы.