Наиболее вероятными представляются два варианта развития ситуации в профессиональном образовании Новосибирской области, отличающиеся по темпам и масштабам трансформации системы.
Вариант 1. Эволюция системы
Сохранение существующей сети образовательных учреждений.
Переаттестация образовательных учреждений, сокращение непрофильных профессий (специальностей) в рамках государственного заказа.
Оптимизация сети путем реорганизации учреждений, регулярно не выполняющих по количественным и качественным показателям государственное задание.
Увеличение государственного заказа учреждениям, отвечающим современным требованиям обеспечения качества образовательного процесса.
Преимущества:
Наиболее мягкий, эволюционный путь, связанный с минимизаций рисков.
Учреждения профессионального образования, имеющие квалифицированные кадры и достаточную учебно-материальную базу, получают стимулы к развитию, а работающие недостаточно эффективно получают возможность присоединения к вышеуказанным учреждениям.
Ограничения:
Консервация нынешней системы профессионального образования, растягивание реформирования на годы, слабое финансовое стимулирование развития.
В условиях уменьшения числа учащихся - стагнация значительного числа учреждений системы профессионального образования при росте неэффективных расходов на содержание сети.
Вариант 2. Трансформация системы
Интеграция уровней профессионального образования в образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования (с возможностью дальнейшего внедрения бакалавриата).
Оптимизация сети учреждений, перечня программ профессионального образования в соответствии со структурой производства и сферой услуг Новосибирской области.
Оптимизация имущественного комплекса образовательных учреждений, устранение дублирования специальностей (профессий) в учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, городского поселения.
Увеличение общего объема инвестиций из различных источников на обновление учебно-материальной базы до уровня, соответствующего требованиям современного производства и сферы услуг.
Финансирование развития учреждений профессионального образования, образовательных программ на основе конкурсных процедур по приоритетным направлениям развития системы.
Система профессионального образования области будет представлена несколькими моделями образовательных учреждений:
образовательными учреждениями (лицей, техникум, колледж), оказывающими все виды профессиональных образовательных услуг по подготовке рабочих кадров и специалистов в одной или смежных отраслях и преимущественно являющимися ресурсными центрами;
образовательными учреждениями (техникум, колледж), оказывающими весь спектр образовательных услуг по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности хозяйства на конкретной территории;
образовательными учреждениями (училища, филиалы техникумов), оказывающими услуги профессионального образования населению, проживающему на территории сельского муниципального района и включенными в сетевое взаимодействие с ресурсным центром, базовым образовательным учреждением;
образовательными учреждениями (училища, лицеи), специализирующимися на квалифицированной социальной поддержке и профессиональном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
учебными центрами профессиональных компетенций, реализующими программы профессиональной подготовки.
Преимущества:
возможность трансформирования системы профессионального образования с учетом конкретных потребностей региональной экономики;
компактность и прозрачность системы;