С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения в экономике Новосибирской области, в основном связанные с изменением структуры отраслей в экономике области, ростом доли услуг в структуре валового регионального продукта. Это привело к существенным изменениям в системе профессионального образования - резко ослабли связи с базовыми предприятиями, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, возникло несоответствие перечня реализуемых профессиональных образовательных программ запросам предприятий и организаций.
В период с 2000-го года в экономике области происходит процесс преодоления последствий переходного периода и выход на инновационный путь развития.
Основными направлениями развития экономики Новосибирской области становятся: силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии, топливно-энергетический и металлургический комплексы. Развивается комплекс предприятий легкой промышленности и сервиса. Получили новые импульсы производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
В области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.
При этом система профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.
Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.
Этими проблемами являются:
отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;
недостаточная наполняемость контингентом учащихся учреждений профессионального образования является причиной низкой эффективности бюджетных расходов и медленных темпов обновления основных фондов (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по области - 65%, по состоянию на 01.09.2010);
устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет подготовку рабочих кадров и специалистов, удовлетворяющих потребности развивающейся экономики области (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);
отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования (по состоянию на 01.03.2011 в области работает только один координационный отраслевой совет - по подготовке специалистов легкой промышленности);
недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по г. Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);
несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий и организаций, осуществляющих прием на рабочие места выпускников учреждений профессионального образования (в дальнейшем - работодатели);
неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, низкие темпы повышения профессиональных квалификаций и недостаточный приток специалистов из реального сектора экономики.