Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы»

VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы


Основной целью Программы является обеспечение на территории области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства.

Для решения проблем, освещённых в концепции Программы, необходимо разработать подходы по реализации государственной политики в области охраны и использования охотничьих ресурсов и выработать меры, направленные на обеспечение охраны и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения биологического разнообразия.

Существует несколько вариантов решения проблемы:

1. Сведение к минимуму участия государственных органов исполнительной власти, охотпользователей и иных заинтересованных лиц в ситуации, сложившейся в сфере охотничьего хозяйства. Указанный сценарий поведения приведёт к усугублению проблем, существующих на данном этапе, таких как увеличение пресса браконьерства, наносящего заметный ущерб охотничьим ресурсам, сохранение экстенсивных форм ведения охотничьего хозяйства большинством охотпользователей, снижение роста численности ряда охотничьих животных, общее снижение продуктивности охотничьих угодий, и не будет способствовать воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов.

2. Усиление государственного контроля, введение запретов при отсутствии стимулирования и мотивации деятельности охотхозяйств к осуществлению воспроизводственных, биотехнических мероприятий и повышению продуктивности охотничьих угодий. Результатом выбора указанного пути может стать сокращение охотхозяйств, деятельность которых направлена не только на потребление, но и на повышение продуктивности угодий и увеличение численности охотничьих ресурсов.

Учитывая недостатки указанных выше вариантов, можно сделать вывод, что обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти различных уровней, осуществляющих государственные функции управления на территории Новосибирской области, научно-исследовательских организаций, пользователей животным миром и общественных объединений, позволит выработать ряд эффективных мер и осуществить скоординированные действия в решении вопросов устойчивого и рационального использования охотничьих ресурсов.

Решить проблемы сохранения охотничьих ресурсов и повышения уровня эффективности государственного охотничьего контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов, повышение роли производственного контроля в осуществлении охраны охотничьих ресурсов в закреплённых охотничьих угодьях позволят следующие мероприятия:

проведение инвентаризации охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, создание зон охраны охотничьих ресурсов;

выполнение комплекса воспроизводственных и биотехнических мероприятий;

профилактические мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов и ликвидации природно-очаговых эпизоотий;

повышение эффективности работы государственного охотничьего контроля и надзора;

обеспечение охраны государственных природных заказников регионального значения;

проведение конкурсов, семинаров и совещаний для мотивации улучшения работы работников охотпользователей в области охотничьего хозяйства.

Потребность в научном обеспечении деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов может быть удовлетворена за счёт создания научно обоснованной системы, направленной на решение задач в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, развития научных исследований в области охотничьего хозяйства, выявления основных факторов, ведущих к снижению численности охотничьих ресурсов, и разработки мер по их воспроизводству и рациональному использованию.

Достичь повышения продуктивности охотничьих угодий возможно путём:

проведения комплекса воспроизводственных, биотехнических и охранных мероприятий;

содержания охотничьих животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания для отработки методики разведения их в неволе с целью последующего выпуска в естественную среду обитания для обеспечения воспроизводства и роста численности охотничьих животных;

стимулирования деятельности охотничьих хозяйств на повышение продуктивности охотничьих угодий и перехода на интенсивные формы ведения охотничьего хозяйства.

Создание общедоступных охотничьих угодий, улучшение материально-технической базы охотничьих хозяйств, развитие инфраструктуры и улучшение качества обслуживания охотников будут способствовать возможности выбора охотниками условий охоты, развитию охотничьего туризма и расширению сферы услуг в области охоты и охотничьего хозяйства.

Эффективность мер, ориентированных на реализацию поставленных цели и задач, будет находиться в прямой зависимости от полноты и своевременности финансирования планируемых мероприятий. К числу факторов экономических рисков следует также отнести неэффективность использования выделенных средств как в результате несвоевременности и неполноты финансирования запланированных мероприятий, так и в результате отсутствия должного контроля за их расходованием.

Снижение вероятности появления рисков недофинансирования будет осуществляться путём постоянного контроля за ходом выполнения мероприятий Программы и определения на заседаниях координационного совета приоритетных направлений, нуждающихся в финансировании в первую очередь.

Кроме того, объём поступления инвестиций в охотничье хозяйство области может оказаться ниже ожидаемого результата в случае, если величина ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, величина арендной платы за земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности, и характер охотхозяйственного соглашения окажутся непривлекательными для существующих и потенциальных охотпользователей, одни из которых могут отказаться либо от части, либо полностью от закреплённых охотничьих угодий, а другие не станут вообще заключать охотхозяйственные соглашения.