Действующий

Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы»


III. Анализ проблемы


Анализ развития охотничьего хозяйства Новосибирской области показывает, что все деструктивные процессы, произошедшие в экономике и охотничьем хозяйстве страны, самым непосредственным образом отразились на состоянии охотничьего хозяйства Новосибирской области (далее - область).

До середины 90-х годов на территории области функционировало 5 охотничье-промысловых хозяйств, 72 охотхозяйства спортивного направления и 1 опытное охотхозяйство. До государственных охотничье-промысловых хозяйств, кооперативных звероводческо-промысловых хозяйств и общественных организаций доводились планы по сдаче государству пушнины, мяса диких животных и другой продукции. Они активно участвовали в охране и приумножении охотничьих ресурсов.

За последние 15 лет охотничье хозяйство как отрасль народного хозяйства практически полностью пришло в упадок, в том числе и вследствие разрушения самой структуры её управления, ранее направляемой государством на стимулирование роста производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции. Прекратили своё существование все имевшиеся в области охотничье-промысловые хозяйства: 3 государственных охотничье-промысловых хозяйства и 2 кооперативных звероводческо-промысловых хозяйства. В сфере их деятельности на постоянной или временной основе трудилось около 1 тыс. человек.

Полностью сохранились охотничьи хозяйства системы Росохотрыболовсоюза, Межрегионального военно-охотничьего общества и спортивного общества «Динамо», в основном благодаря тому, что стимулирование их деятельности осуществлялось за счёт поступления членских и вступительных взносов, а также взимания платы за оказание различного рода услуг. Однако эти общества, решая свои узкие интересы, не способствовали развитию охотничьего хозяйства области.

После распада охотничье-промысловых хозяйств полностью исчезли многофункциональные формы хозяйствования в сфере охотничьего хозяйства области и на смену им пришли монохозяйства - новые субъекты хозяйствования, созданные в различных организационно-правовых формах, что привело к резкому сокращению рабочих мест в сфере охотничьего хозяйства и изменению характера организационных форм ведения охотничьего хозяйства.

В настоящее время работа, проводимая в рамках развития охотничьих хозяйств, не всегда дает ожидаемый эффект, что приводит к возникновению ряда проблем, требующих первоочередных мер по их решению, таких, как:

1. Недостаточная активность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - охотпользователи) в проведении мероприятий, направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов и осуществление комплекса биотехнических мероприятий.

2. Недостаточное финансирование государственного охотничьего надзора.

3. Отсутствие актуальных баз данных по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания и государственному охотхозяйственному реестру.

4. Отсутствие достаточного научного обеспечения деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

5. Нерациональное использование охотничьих ресурсов.

Низкая эффективность работы охотпользователей по охране охотничьих ресурсов, их воспроизводству и проведению биотехнических мероприятий, не обеспечивающая рост численности ряда видов охотничьих животных, не поддерживает их поголовье на уровне, необходимом для эффективного воспроизводства.

Несмотря на то, что важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала и увеличение роста численности охотничьих ресурсов, за последние годы эффективных мер, направленных на реализацию этого необходимого условия либо не предпринималось, либо они были недостаточны. В результате недостаточного внимания к проблеме воспроизводства охотничьих ресурсов наблюдается тенденция к снижению численности отдельных видов охотничьих животных и сохранению низкой продуктивности охотничьих угодий.

Одной из причин, вызывающих рост браконьерства, является недостаточное в прежние годы финансирование государственного охотничьего надзора и его слабая материально-техническая оснащённость, а также ослабление производственного контроля, осуществляемого охотпользователями.

Слабое материально-техническое обеспечение государственных охотничьих инспекторов автотранспортными средствами (37% используют физически изношенные автомобили) не позволяет на данном этапе обеспечить надёжный заслон хорошо оснащённым и обеспеченным по последнему слову техники браконьерам.

Оснащение материально-технической базы, обеспечивающей успешное проведение рейдов по охране охотничьих ресурсов и пресечению правонарушений, является мерой по снижению уровня браконьерства в области.

Отсутствие достоверных данных о состоянии численности охотничьих животных не даёт возможности принимать правильные управленческие решения, что ведёт к нерациональному использованию охотничьих ресурсов, а в ряде случаев и к сокращению численности отдельных видов охотничьих животных.

Учитывая важность развития охотничьего хозяйства, изучение основ его функционирования актуально в рамках научно-исследовательской деятельности. Необходима разработка мер, способствующих созданию научно обоснованной системы, направленной на решение задач в области и сохранения охотничьих ресурсов.

Закрепление охотничьих угодий за охотпользователями на протяжении нескольких лет осуществлялось бессистемно, без проведения конкурсов, без учёта интересов развития охотничьего хозяйства области и местного населения.

Нерациональное закрепление охотничьих угодий, осуществлявшееся до последнего времени по заявительному принципу, привело к полному игнорированию интересов населения и перспектив развития охотничьего хозяйства в области.

В результате этого угодий общего пользования в 6 районах области практически не осталось, а в остальных районах 72% таких угодий находятся в удалённых, труднодоступных и заболоченных местах. Решением данной проблемы может стать создание на законодательном уровне доли общедоступных охотничьих угодий. Реализация этого условия может быть обеспечена в результате составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.