Действующий

О приоритетных задачах по обеспечению эффективного развития Новосибирской области в 2011 году и об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 год и на период до 2013 года


11. Формирование условий для развития духовности, высокой культуры
 и нравственного здоровья населения Новосибирской области

11.1. Создание условий для участия населения в культурной жизни
 области и повышение доступности культурных ценностей


В плановом периоде продолжится работа по развитию инфраструктуры учреждений культуры. В рамках разработанной ведомственной целевой программы «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской области» будет завершено строительство современного государственного концертного зала, планируется начать строительство новых зданий для Новосибирской государственной областной научной библиотеки, театрального института, театра музыкальной комедии; реконструкцию драматического театра «Старый дом» и Новосибирского государственного краеведческого музея.

В музеях области продолжится работа по комплектованию, сохранению, публикации фондов, будет расширена практика показа коллекций из фондов музеев других регионов и коллекций из частных собраний. Будет совершенствоваться общественно-просветительная, экспозиционно-выставочная и научно-исследовательская деятельности государственных и муниципальных музеев области. Количество предметов, пополнивших фонды государственных и муниципальных музеев, составит более 10000 единиц. Повышению качества предоставления музейных услуг и доступа к культурным ценностям государственными музеями Новосибирской области будут способствовать разработанная ведомственная целевая программа «Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2012-2014 годах» и разрабатываемые стандарты государственных услуг в сфере культуры.

Для повышения многофункциональности и качества библиотечного обслуживания будет продолжена реализация областной целевой программы «Библиотеки Новосибирской области». Интеграции библиотечных ресурсов в единый информационный ресурс для улучшения библиотечного обслуживания населения будет также способствовать разработанная ведомственная целевая программа «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2012-2014 годах». Доля электронных изданий в библиотечных фондах Новосибирской области к 2013 году достигнет общероссийского уровня и составит не менее 2%. Доля библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, в общем количестве публичных библиотек составит не менее 18%.

В рамках разрабатываемой долгосрочной целевой программы «Формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения Новосибирской области на 2012-2016 годы» будет продолжено строительство и модернизация материально-технической базы объектов культуры; поддержка сельских учреждений культуры; развитие и совершенствование услуг, предоставляемых подведомственными министерству культуры учреждениями. Для повышения разнообразия и доступности театрально-концертного и кинообслуживания населения области будет оказано содействие проведению на территории Новосибирской области международных и российских театральных, музыкальных и кинофестивалей, конкурсов, выставок; обновлению репертуара новыми спектаклями, постановками. Для расширения участия в культурной жизни социально-незащищенных слоев населения в городах и районах области будут организованы благотворительные спектакли, концерты и выставки. Продолжится работа по вовлечению населения в клубные формирования (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), по поддержке художественных ремесел, ярмарок, фестивалей семейного творчества.

Для формирования имиджа Новосибирска как культурного центра Сибирского региона министерство культуры Новосибирской области разработало ведомственную целевую программу «Новосибирск - культурная столица». В рамках этой программы будет опробована система выделения грантовой поддержки творческих коллективов и мероприятий в сфере культуры. Будет продолжена государственная поддержка гастрольной деятельности областных театров и концертных учреждений в городах и районах области, а также по России и за рубежом; участия профессиональных коллективов и исполнителей в международных и российских фестивалях, конкурсах.

Продолжится подготовка специалистов сферы культуры и искусства в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области. Создание кафедры повышения квалификации специалистов сферы культуры при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования позволит поднять их деятельность на качественно новый уровень.

В целях повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, разрабатывается система управления качеством в сфере культуры Новосибирской области. В 2011 году 52 учреждения будут участвовать в пилотном проекте по оценке качества предоставляемых услуг.

Продолжится процесс оптимизации состава подведомственных министерству культуры учреждений по организационно-правовым формам. В настоящее время в ведении министерства культуры находятся 13 государственных автономных учреждений (6 театров, 6 клубных учреждений, театральный институт). В 2011 году планируется перевод в автономные еще трех учреждений.

Повышению эффективности использования энергетических ресурсов в государственных учреждениях культуры Новосибирской области будет способствовать разработанная ведомственная целевая программа «Энергосбережение в государственных учреждениях культуры Новосибирской области на основе применения энергосберегающих технологий на период 2011-2013 гг.».

Основные направления

Целевые индикаторы

Наименование показателя

2010 (ожидаемое значение)

2011

2012

2013

Создание условий для участия населения в культурной жизни и повышения доступности культурных ценностей

Число зрителей посетивших мероприятия, проведенные театрами и концертными организациями на территории области,
на 1000 жителей, единиц

468,0

470,5

473,0

475,0

Доля детского населения, занимаю-щегося в клубных формированиях, %

21,35

21,4

21,45

21,5

Среднее число посещений государственных и муниципальных музеев, находящихся в ведении государственных и муниципальных органов культуры области,
тыс. человек в год на 1 музей

15,9

16,22

16,54

16,87

Повышение много-функциональности и качества библиотечного обслуживания

Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1000 человек населения, единиц

210

213

214

219

Число посещений общедоступных государственных и муниципальных библиотек, тыс. человек в год

7400

7420

7440

7460

Создание условий для повышения качества услуг в сфере культуры

Количество специалистов, прошедших курсы переподготовки или повышения квалификации, человек

1400

1450

1500

1550

Количество автономных учреждений культуры, единиц

16

16

27

27

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сфере культуры, рублей

11117,0

11478,3

11839,6

12000,0

В целях повышения эффективности деятельности учреждений культуры осуществляется процесс оптимизации штатной численности работников учреждений культуры. При переходе на отраслевую систему оплаты труда в 2008 году сокращено 888 единиц, в 2009-2010 году в связи с реконструкцией штатных расписаний бюджетных и автономных учреждений дополнительно сокращено 341 единица, всего за три года сокращено 1229 единиц. Высвобожденный фонд оплаты труда направлен на стимулирование качественных показателей деятельности работников культуры и образования в сфере культуры.


11.2. Сохранение, популяризация и вовлечение в хозяйственный оборот объектов культурного наследия


В 2011-2013 годах в рамках областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории культуры), расположенных на территории Новосибирской области, на 2009-2013 годы» (далее - ОКН) и  ведомственной целевой программы «Историко-культурное наследие Новосибирской области на 2011-2013 годы» (далее ОЦП и ВЦП) будут приняты меры по комплексной реконструкции объектов культурного наследия, по выявлению, обследованию и постановке на государственную охрану и учет новых ОКН. В результате реализации программы в 2011 году доля ОКН, имеющих удовлетворительное состояние, к общему количеству памятников архитектуры, истории и монументального искусства составит 54% и превысит общероссийский уровень. В плановом периоде на каждый ОКН будет оформлено охранное обязательство и установлены зоны охраны.

Продолжится комплексная реконструкция ОКН и возрождение территорий с наибольшей их концентрацией, перспективных для формирования инфраструктуры туризма. В 2011-2013 годах в рамках ОЦП планируется создание музея под открытым небом в р.п. Сузун Новосибирской области на базе исторического ансамбля «Сузунский медеплавильный завод и монетный двор». Программой запланированы работы по комплексному научному обследованию территории Сузунского медеплавильного завода, разработке проекта зон охраны и включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по виду «достопримечательное место».

Планируется продолжение работы в рамках ОЦП по реализации проекта по организации достопримечательного места на базе компактного сосредоточения объектов археологического наследия на территории Коченевского, Колыванского и Новосибирского районов с последующим его отнесением к Кудряшовскому историко-культурному заповеднику регионального значения, который станет основой формирования и развития научного и историко-культурного туризма на территории Новосибирской области.

В ВЦП особое внимание будет уделено мероприятиям по популяризации культурного наследия Новосибирской области. Планируется переиздание обновленных и дополненных каталогов из серии «Свод памятников истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области», продолжение издания каталогов по сохранению памятников археологии по районам Новосибирской области. Планируемые научно-справочные издания призваны содействовать сохранению богатейшего научного и культурного наследия Новосибирской области, доступности информации о нем для широких масс населения, его популяризации, систематизации и планомерному изучению, использованию в образовательных и просветительных целях.

Планируется разработка и принятие ведомственной целевой программы «Сохранение памятников и других мемориальных сооружений, увековечивающих память о погибших в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов, на 2012-2014 годы». По результатам реализации программы доля памятников и обелисков, находящихся в удовлетворительном состоянии, увеличится с 77 до 100 %; доля памятников и обелисков, принятых в собственность муниципальных образований Новосибирской области, увеличится с 45 до 100%.

Расширение государственно-частного партнерства в сфере предоставления услуг по сохранению ОКН предполагает привлечение средств хозяйствующих субъектов - частных пользователей на реставрацию и поддержание объектов в нормальном состоянии. Будут созданы условия для реализации инвестиционных проектов в области сохранения культурного наследия.

Основные направления

Целевые индикаторы

Наименование показателя

2010
(ожидаемое значение)

2011

2012

2013

Сохранение, вовлечение в хозяйственный оборот и популяризация объектов культурного наследия (ОКН)

Доля ОКН, имеющих удовлетворительное состояние, к общему количеству памятников архитектуры, истории и монументального искусства, %

52

54

58

61

Доля ОКН, на которых проведены ремонтно-реставрационные работы за счет внебюджетных источников, %

23

25

28

30

Доля ОКН, прошедших инвентаризацию и мониторинг, %

75

92

100

100

Доля ОКН (памятников архитектуры и истории), имеющих утвержденные зоны охраны, %

55

62

80

100


11.3. Молодежная политика и развитие институтов гражданского общества.


На повышение привлекательности Новосибирской области для молодёжи и эффективную реализацию молодёжной политики направлены программные мероприятия ведомственной целевой программы «Молодёжь Новосибирской области на 2010-2012 годы». Будет продолжена реализация приоритетных проектов, направленных на привлечение молодежи к занятию научной, исследовательской и инновационной деятельностью (проект «Лаврентьевский прорыв»); на включение молодежи в процессы, связанные с выработкой, принятием и реализацией решений по важнейшим направлениям социально-экономического развития Новосибирской области (проект «Регион успеха»); на формирование предпринимательских навыков у молодежи (проект «Ты предприниматель»); на содействие развитию самодеятельного творчества молодежи (проект «Артмарафон»); на развитие молодежного туризма (проект «Территория-54: в движении!»); на повышение уровня информированности молодежи о реализуемой молодежной политике Новосибирской области (проект «НовоМедиа»).

Программные мероприятия по патриотическому воспитанию жителей Новосибирской области включают проведение военно-мемориальных и памятных мероприятий, фестивалей традиционной воинской культуры, экологических акций; поддержку деятельности клубов и общественных объединений патриотической направленности; проекты по популяризации здорового образа жизни, семейных ценностей.