Краткая характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан Новосибирской области – важнейшая задача органов государственной власти и местного самоуправления, решению которой постоянно уделяется пристальное внимание.
В последние годы удалось переломить негативную тенденцию роста числа преступлений на территории Новосибирской области, обеспечить стабильное снижение количества зарегистрированных преступлений по всем видам.
В 2009 году в условиях нестабильной экономической ситуации было усилено взаимодействие правоохранительных служб, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, что позволило не только сохранить контроль над криминальной ситуацией в области и не допустить серьезных нарушений общественного порядка, но и снизить общее количество преступлений на 8,7%, число тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 9% в сравнении с 2008 годом.
Реализация комплекса мер по обеспечению общественного порядка и профилактике уличной преступности позволила на 3,6% снизить количество преступлений, совершенных на улице, более чем на 7% – число преступлений, совершенных в общественных местах.
Осуществленный комплекс мероприятий по предупреждению преступности среди несовершеннолетних: профилактическая работа, содействие трудовой занятости подростков – позволил на четверть сократить число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии.
В результате межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний и Главного управления внутренних дел по Новосибирской области, общественных организаций (межведомственная комиссия по решению вопросов социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы) почти на 7% сократилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами.
Мероприятия по обеспечению законности, правопорядка и безопасности на территории области с 2006 года проводились в соответствии с Комплексной программой профилактики правонарушений в Новосибирской области на 2006-2010 годы, реализация которой способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре преступности. Срок действия Комплексной программы профилактики правонарушений в Новосибирской области на 2006-2010 годы заканчивается в 2010 году. Однако не все проблемы удалось разрешить. Есть проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах, преступностью несовершеннолетних.
В целях предупреждения преступности среди несовершеннолетних необходимо совершенствование профилактической и воспитательной работы среди детей, несовершеннолетних и молодежи.
Для дальнейшего снижения уличной преступности необходимо осуществлять дальнейшее развитие системы технических средств контроля за состоянием оперативной обстановки.
Нуждается в совершенствовании система реабилитации ранее судимых. В целях устранения социальных причин совершения преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы, необходимо принять меры по развитию учреждений социальной защиты и занятости населения, укреплению их взаимодействия в этой работе с исправительными учреждениями и органами внутренних дел. Для реализации этого направления деятельности потребуется совершенствование его нормативно-правового обеспечения и принятие дополнительных мер по укреплению материальной базы органов социальной защиты и обеспечения занятости населения.
Актуальной задачей остается усиление мотивации сотрудников милиции к повышению результативности работы и формирование стремления граждан и общественных объединений к содействию органам внутренних дел в охране правопорядка. Наиболее приемлемым вариантом решения этой задачи представляется материальное и моральное стимулирование сотрудников милиции к добросовестному исполнению служебных обязанностей, а общественных организации правоохранительной направленности и членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка – к активизации их деятельности.
В целях сохранения позитивных тенденций по снижению уровня криминогенности на территории Новосибирской области в планируемый период потребуется принятие активных мер, направленных на предупреждение преступлений с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечению дальнейшего сокращения преступности. При этом совместная деятельность правоохранительных органов по Новосибирской области, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Новосибирской области и общественных объединений, осуществляемая в пределах их полномочий, должна быть направлена на предотвращение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Накопленный опыт использования программно-целевого подхода для осуществления мер по улучшению состояния оперативной обстановки, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных планов и программ, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Новосибирской области подтверждают необходимость и целесообразность продолжения работы по профилактике правонарушений в рамках долгосрочной целевой программы.
Преимуществом программно-целевого подхода является возможность использования принципа управления по результатам, эффективного воздействия на ход происходящих процессов с целью достижения запланированного результата, стабилизации и улучшения оперативной обстановки, в наименьшей степени зависящей от социально-экономической ситуации, складывающейся в целом по России.
С учетом изложенного, необходимы разработка и реализация максимально полной системы мероприятий по сформированным в концепции программы направлениям.
Долгосрочная целевая программа Новосибирской области «Профилактика правонарушений в Новосибирской области на 2011-2013 годы» является логическим продолжением действующей Комплексной программы профилактики правонарушений в Новосибирской области на 2006-2010 годы и существенным дополнением к действующим областным целевым программам профилактической направленности.
Цели и задачи программы с указанием целевых индикаторов
(В редакции, введенной постановлением Правительства области
от 03.06.2013 N 244-п, - см. предыдущую редакцию)
Цель/задачи Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Наименование целевого индикатора программы | Единица измере-ния | Весовой коэффициент, присвоенный целевому | Итог | Период реализации программы | Приме-чания | ||
2011 | 2012 | 2013 | ||||||
Цель: обеспече-ние безопасности граждан, проживающих на территории Новосибирской области, предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для их жизни, здоровья, собственности | Темп роста (снижения) количества зарегистрированных преступлений | % | 0,2 | 86,2 | 85,6 | 97,3 | 99,0 | 2492* |
Задача 1. | Темп роста количества граждан, оказывающих на добровольной основе содействие правоохранитель-ным органам в охране общественного порядка и содействие пограничным органам в защите Государственной границы, | % | 0,1 | *** | *** | 101 | 3458** | |
Число сотрудников правоохранитель-ных органов и военнослужащих, награжденных за высокие профессиональ-ные достижения | человек | 0,1 | 411 | 288 | 104 | |||
Задача 2. | Темп роста (снижения) количества совершенных на почве бытовых отношений убийств | % | 0,1 | 156,3 | 96,6 | 96,5 | 96,4 | 308* |
Темп роста (снижения) количества преступлений, совершенных лицами ранее судимыми, по отношению к предыдущему году | % | 0,2 | 98,8 | 95,6 | 95,5 | 95,4 | 11312* | |
Темп роста (снижения) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, по отношению к предыдущему году | % | 0,1 | 92,1 | 94,5 | 92,3 | 91,2 | 2635* | |
Задача 3. | Количество совершенных террористиче-ских актов | ед. | 0,2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
*Абсолютное значение показателя за 2010 год.
**Абсолютное значение показателя, введенного с 2012 года, за 2011 год.
***По показателю, введенному с 2012 года, аналогичные данные за период отсутствуют.
Механизм реализации программы и система управления программой
Правовой основой разработки и реализации программы является законодательство Российской Федерации и Новосибирской области.
Основными финансово-экономическими механизмами реализации долгосрочной программы будут выступать финансирование развития материально-технической базы милиции общественной безопасности по охране общественного порядка, материальное стимулирование сотрудников правоохранительных органов, участников антитеррористической деятельности военнослужащих и добровольных общественных формирований правоохранительной направленности к обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищенности населения, систем жизнеобеспечения, потенциально опасных и иных важных объектов области.
В качестве институциональных механизмов предполагается создание и обеспечение деятельности добровольных формирований населения правоохранительной направленности, территориальных общественных советов, общественных и иных некоммерческих организаций по оказанию помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.
Продолжат свою работу созданные на территории Новосибирской области комиссии: межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при администрации Новосибирской области и межведомственные комиссии по профилактике правонарушений в муниципальных образованиях Новосибирской области, антитеррористическая комиссия Новосибирской области и антитеррористические комиссии муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, антинаркотическая комиссия Новосибирской области и антинаркотические комиссии муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Новосибирской области, межведомственная комиссия по социальному обеспечению и адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; общественная наблюдательная комиссия по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Новосибирской области.