Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы «Новосибирск - территория партнерства: взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественным сектором» на 2011 - 2013 годы (с изменениями на 27 июня 2013 года)

3. Характеристика сферы действия Программы


Город Новосибирск является самым крупным муниципальным образованием в Российской Федерации, административным, промышленным, научным,        общественно-культурным центром Сибири. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части: общественных объединений, некоммерческих организаций, ТОС. Поэтому приоритетной задачей является обеспечение эффективного участия общественных институтов в решении вопросов местного значения.

В 2010 году завершается реализация городской целевой программы «Взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественными объединениями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями» на 2007 - 2010 годы. Цели, поставленные в этой программе, выполнены. В городе Новосибирске сформированы основные направления взаимодействия мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями, ТОС для решения актуальных вопросов городского сообщества.

В настоящий момент общественный сектор города является устойчивой, динамично развивающейся системой, объединяющей творческий, интеллектуальный, научный, культурный потенциал и инициативы жителей, эффективно участвующих в социально-экономическом развитии города.

Одним из самых действенных механизмов привлечения горожан к решению вопросов местного значения является ТОС. За 10 лет развития движением ТОС охвачено 82 % городской территории, действует 120 Советов ТОС, актив составляет более 18 тыс. человек выборных лиц. Практически все ТОС обеспечены помещениями, на содержание и ремонт которых необходимо выделение финансовых средств. Деятельность ТОС охватывает практически все направления работы по месту жительства: благоустройство, поддержку здорового образа жизни, работу с детьми, здравоохранение, защиту малоимущих слоев населения, материнства и детства, создание здоровой городской среды обитания, содействие охране общественного порядка, организацию мероприятий. Практика последних лет показала эффективность таких сложившихся форм взаимодействия ТОС с мэрией, как постоянно действующий семинар, Консультативный совет, городское итоговое собрание, выездные семинары, консультативная деятельность, работа по обучению актива ТОС, выпуск методических пособий, расширение практики выездных семинаров.

Поддержана инициатива ТОС в развитии молодежного движения, женских клубов, проведении новых общегородских акций (праздник «Новосибирский День соседей»). Но эта деятельность находится на стадии становления и требует организации системной многоплановой работы, в том числе с молодежью ТОС, а именно: обучение молодежного актива ТОС, организация консультативной, информационной, методической поддержки (проведение конференций, семинаров, тренингов, издание методических пособий). Один из важнейших ресурсов вовлечения молодежи в общественную деятельность - создание интернет-пространства, первым этапом которого станет разработка сайта о развитии общественной жизни города.

В целом, опыт ТОС в городе Новосибирске свидетельствует о стабильности и эффективности созданной единой городской системы реализации инициатив         горожан по месту жительства в решении вопросов местного значения. Важно          сохранить созданную систему, обеспечить всестороннюю организационно-методическую и финансовую поддержку работы в этой сфере.

Уровень взаимодействия мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями в последние годы стал одним из значительных показателей развитости структур гражданского общества города. В городе зарегистрировано более 2 тысяч общественных организаций, многие из которых активно взаимодействуют с мэрией.

В течение многих лет реализуется эффективный механизм взаимодействия с общественными объединениями, позволяющий осуществлять передачу им части управленческих функций, - муниципальные гранты. Динамика развития конкурса муниципального гранта показывает значительное увеличение числа участников, зрелости предоставленных на конкурс проектов, поэтому одной из главных задач развития этого направления является увеличение грантового фонда.

Увеличилось количество мероприятий, акций, инициированных общественными объединениями, большое количество акций имеют социальную направленность (организации ветеранов, пенсионеров, инвалидов). Ряд мероприятий приобрели общегородское значение и проводятся при непосредственной поддержке мэрии. В их числе новые акции: ярмарка-презентация общественных инициатив «Активный город», интегрированный молодежный фестиваль «Солнечный марафон».

Получило свое развитие добровольческое движение - одно из самых молодых направлений в городе Новосибирске. Разработана стратегия развития добровольчества, действует Совет по поддержке и развитию добровольческого движения, проводятся добровольческие акции и мероприятия. Ежегодно проводится более 1 тысячи добровольческих мероприятий (консультативно-правовая, юридическая, психологическая помощь, телефоны «доверия», семинары; проведение лекций, консультаций медиков; помощь в выделении продуктовых и лекарственных наборов для лежачих больных, проведение праздников, выставок, спортивных мероприятий, сбор пожертвований от населения; экологические акции, организация посещения благотворительных спектаклей, работа мастер-классов).

Значительное повышение общественной активности в последний период, рост числа проектов, способствующих решению местных проблем в различных областях, ставит задачу увеличения финансовой поддержки из бюджета города в данной сфере.

Большое внимание уделяется мэрией вопросам взаимодействия с национальными организациями. В городе проживают представители более 120 национальностей, осуществляется взаимодействие с 50 общественными национальными организациями, в том числе с 18 национально-культурными автономиями. Эффективно работает Консультативный совет по делам национально-культурных автономий и организаций при мэрии. Планомерно проводятся национально-культурные мероприятия в ДК «Точмашевец» и ДК им. М. Горького. В Центре национальных литератур, в котором представлено более 10 тысяч экземпляров литературы на 24 языках, проводятся мероприятия национальных организаций.

Основная деятельность национально-культурных автономий и организаций направлена на сохранение и развитие национальной культуры, проведение совместных межнациональных мероприятий, в том числе фестивалей национальных культур и детского народного творчества, национальной площадки в День города перед Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета.

В настоящий момент в общеобразовательных школах увеличивается число учащихся разных национальностей, не владеющих русским языком и не адаптированных к местным условиям, поэтому особого внимания требует работа со школьниками и молодежью в этом направлении. Педагогические коллективы разрабатывают авторские программы воспитания толерантности, методики обучения русскому языку. К работе со школьниками подключаются национальные общественные организации, Центр национальных литератур. Большая работа ведется с молодежными клубами при национальных организациях, студенческими национальными землячествами, проводятся межнациональные молодежные мероприятия в студенческой и школьной среде.

Традиционно мэрия оказывает содействие в реализации программы мероприятий по поддержке духовно-просветительской и социально-благотворитель-ной деятельности в городе Новосибирске.

Выстроенная на протяжении многих лет система взаимоотношений мэрии с национальными и религиозными организациями позволяет создать стабильные этноконфессиональные отношения.

Важными индикаторами определения уровня гражданской активности являются социологические опросы. Проведенные информационно-аналитическим управлением мэрии исследования показали, что 20 % новосибирцев рассматри-вают городскую власть и общественный сектор в качестве партнеров в решении местных вопросов, 64 % информированы о деятельности общественных объединений. Доля горожан, декларирующих свое участие в деятельности общественных объединений города, составляет 8 %, что соответствует среднероссийскому показателю. Эти данные показывают, что в городе Новосибирске сформированы основы системы эффективного взаимодействия мэрии с общественным сектором для решения актуальных вопросов городского сообщества.

Вместе с тем, общественная жизнь города Новосибирска - подвижный и  активно развивающийся организм, требующий постоянного внимания и реагирования. Необходимо отметить и ряд возникших проблем в данной сфере: недостаточная информированность населения о практической деятельности общественного сектора, в вопросах правовой, организационно-методической поддержки общественных инициатив мэрией.

Положительный опыт взаимодействия мэрии и общественности города во всех основных сферах складывался на протяжении более 10 лет и является значительным интеллектуальным ресурсом общественно-социального развития города Новосибирска. В случае отсутствия поддержки сложившейся системы взаимодействия с общественными объединениями, национально-культурными организациями, ТОС, возникнет тенденция утраты положительной динамики общественного развития города Новосибирска, возникновения предпосылок для нестабильности в социальной и этноконфессиональной сфере. Вместе с тем, взаимодействие мэрии с общественностью, основанное на доверии, уважении и партнерских отношениях во многом является гарантом социальной, межнациональной стабильности, общественного согласия и создает основу для динамичного социально-экономического развития города Новосибирска.