Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Мурманской области (с изменениями на 20 сентября 2021 года)



Организация охраны охотничьих ресурсов


Для снижения доли незаконной добычи охотничьих ресурсов рекомендуется сосредоточить усилия органов исполнительной и законодательной власти региона, а также охотничьей общественности в направлении:


- адекватного изменения федеральных законов (совершенствование определения состава правонарушений, установление широких "вилок" наказаний с невысоким нижним пределом; возвращение обязательности проверки знаний охотминимума и т.п.);


- формирования политики, законодательства и институтов, обеспечивающих максимально равный, прозрачный доступ к законному использованию ресурсов диких животных для снижения вынужденного и "протестного" браконьерства;


- максимального привлечения к экологическому контролю общественности, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации;


- налаживания взаимодействия региональных органов государственной власти и подведомственных им учреждений между собой и с территориальными представительствами федеральной власти, а также межрегионального и сотрудничества на основе нормативных регламентов;


- разработки и широкого распространения популярных визуальных идентификаторов запрещенных к добыче и других видов диких животных, их частей (дериватов);


- перенесения центра тяжести с полевого контроля добычи охотничьих ресурсов на контроль их транспортировки (в том числе вывоза) и торговли продуктами переработки;


- фокусирования внимания на неотвратимости, а не на тяжести наказания по делам о незаконной добыче охотничьих ресурсов;


- включения в квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей и специалистов профильных агентств знаний и навыков в сфере практической борьбы с браконьерством, а в программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего соответствующих разделов;


- регулярного проведения тренингов по правовой и экологической тематике со служащими всех видов и стадий контроля, представителями общественных объединений, волонтерами.


Многие браконьеры хорошо экипированы и оснащены современными техническими средствами, облегчающими проведение незаконной охоты. Применение ими нарезного оружия, средств радиосвязи, спутниковых навигаторов, мощных осветительных приборов, оптических прицелов и приборов ночного видения, снегоходов и вездеходов требует адекватной реакции со стороны органов охотничьего надзора. Запретительные меры на применение подобной техники не всегда эффективны. Современные охотинспекторы также должны быть оснащены аналогичными техническими средствами, облегчающими поиск, преследование браконьеров и фиксацию правонарушений.


Для получения доказательств незаконной добычи диких животных может оказаться полезным применение так называемых фотоловушек. Это автономные цифровые фотокамеры с возможностью видеосъемки, помещенные вместе с источником питания в герметичный корпус, защищающий камеру от неблагоприятных погодных воздействий. Сигнал для срабатывания фотокамеры или для начала видеосъемки поступает от встроенного датчика, который реагирует на движение в пределах 10 - 15 м от аппарата. Фотоловушки предназначены главным образом для скрытого наблюдения за животными и в большинстве случаев оснащены инфракрасными фотовспышками. Также эффективны будут видеорегистраторы, установленные на патрульных автомашинах, снегоходах, катерах. С их помощью можно получить видеоматериалы, фиксирующие процесс осмотра автотранспорта, преследование нарушителей и т.д.


В процессе проведения оперативных мероприятий, связанных с выявлением и пресечением правонарушений против дикой природы, следует уделить особое внимание неукоснительному соблюдению всех процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в отношении следственных действий: сбора вещественных доказательств, оформления протоколов и т.д.


Охрана охотничьих угодий подразделяется на территориальную и повидовую.