1. Совершенствование кадровой политики признано одной из ведущих задач развития системы здравоохранения и мер повышения доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. Перспективы развития здравоохранения Ярославской области в значительной степени зависят от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения.
Среди приоритетных задач ДЗиФ особое место занимает развитие кадрового потенциала лечебно-профилактических медицинских организаций области, их укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, соответствие данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение медицинских организаций области является одним из приоритетов развития системы здравоохранения Ярославской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их достаточной профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование системы здравоохранения.
2. В Ярославской области по состоянию на 01.01.2017 работают 5563 врача (среди них высшую квалификационную категорию имеют 1408 врачей (25 процентов), первую - 1434 врача (26 процентов), вторую - 516 врачей (9 процентов), сертификаты специалистов имеют 5507 врачей (99 процентов)), а также 10480 средних медицинских работников (среди них высшую квалификационную категорию имеют 2145 человек (20 процентов), первую - 4919 человек (47 процентов), вторую - 999 человек (9,5 процента), сертификаты специалистов имеют 10115 медицинских работников (96,5 процента)).
В 2016 году показатель обеспеченности населения области врачами составил 39 единиц врачебных кадров на 10000 населения (в 2015 году аналогичный показатель составлял 41 единицу). Это связано с проведением мероприятий по оптимизации рабочих мест, укрупнением врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в 2016 году составила 105 единиц на 10000 населения (в 2015 году аналогичный показатель составлял 97 единиц).
В Ярославской области сохраняется дефицит специалистов с высшим профессиональным образованием в медицинских организациях всех уровней, потребность во врачебных кадрах в целом по области составляет 393 специалиста, потребность в среднем медицинском персонале - 590 специалистов. Особенно острый дефицит медицинских кадров наблюдается в центральных районных больницах, оказывающих помощь сельскому населению области.
3. Возрастная структура врачебных кадров свидетельствует о наличии значительной доли лиц пенсионного и предпенсионного возраста: количество врачей старше 50 лет составляет более 35 процентов, пенсионеров по выслуге лет или по возрасту - более 25 процентов, а в медицинских организациях некоторых муниципальных образований области 50 процентов врачей являются пенсионерами по выслуге лет или возрасту.
Одной из важнейших причин недостаточной укомплектованности кадрами в настоящее время стал выход на пенсию медицинских работников, который не восполняется приходом молодых специалистов.
4. Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня медицинских работников является их аттестация. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению.
5. Современная подготовка кадров позволяет избежать неоправданных финансовых потерь, повысить эффективность и качество медицинской помощи населению области. Повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация является залогом стабильной работы медицинских организаций.
6. Ввиду актуальности кадровой проблемы в отрасли требуется принятие решения о подготовке врачебных кадров для здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней.
Решая проблему кадрового обеспечения медицинских организаций области, необходимо обратить особое внимание на предоставление мер поддержки за счет средств местных бюджетов, в том числе путем заключения соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области в рамках местных бюджетов могут предусматривать различные меры социальной поддержки для медицинских работников: компенсация коммунальных услуг, внеочередное предоставление мест в детских садах и школах, оплата проезда к месту работы, оплата аренды жилья, предоставления жилья и т.д. При этом ОЦП финансирование указанных мероприятий не предусматривается.
7. Развитие системы среднего медицинского профессионального образования является немаловажным фактором, характеризующим улучшение кадрового обеспечения и повышение профессионального уровня подготовки средних медицинских работников. На территории Ярославской области предоставление среднего профессионального медицинского образования осуществляется государственным профессиональным образовательным учреждением Ярославской области "Ярославский медицинский колледж". Данное учреждение находится в функциональном подчинении ДЗиФ, в связи с этим необходимости дополнительного финансирования развития среднего профессионального образования за счет средств ОЦП не требуется. Данная задача решается за счет средств, направляемых на финансирование учреждения.
Выполнение мероприятий ОЦП будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников медицинских образовательных учреждений в государственных медицинских организациях области, их будущему трудоустройству, повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижению текучести врачебных кадров в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, повышению уровня профессиональных знаний медицинских работников.
8. Изменить ситуацию в отрасли могут улучшение материального благосостояния медицинских работников, получение ими достойного пакета социальной поддержки, в том числе получение жилья, а также приемлемые условия для профессионального роста (самореализации).