В 2011 году Сахалинская область участвовала в общероссийском проекте "Народный бюджет", в рамках которого была проведена полномасштабная информационная кампания по вовлечению жителей области в бюджетный процесс.
Сбор предложений граждан о направлениях расходования бюджетных средств был организован через мобильные приемные, а также по телефонам специально организованного колл-центра. По итогам акции собранные предложения были внимательно изучены, часть из них нашла свое отражение в областном бюджете или местных бюджетах отдельных муниципальных образований на 2012 год.
Однако в последующие годы практика составления "Народных бюджетов" в Сахалинской области не получила своего развития, что свидетельствует, с одной стороны, о недостаточности системных мер, направленных на взаимодействие власти с населением, с другой - о недоверии граждан к подобным организованным акциям. Последнее усугубляется отсутствием общедоступных сведений о предложениях, поступивших от населения, результатах их рассмотрения, последующего контроля за их реализацией.
В настоящее время одной из форм объединения граждан являются органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). Объединяющими условиями при формировании территориального общественного самоуправления становятся совместная территория проживания, а также нерешенные на этой территории вопросы комфорта и безопасности: благоустройства, озеленения, освещения и т.д.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 44 Закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования определяются формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления.
Организация территориального общественного самоуправления может решить проблему управляемости территорий муниципальных образований с низкой плотностью населения и значительной удаленностью отдельных населенных пунктов от административных центров муниципальных образований.
Одной из особенностей создания ТОС на территории области является их создание в границах сельских населенных пунктов в целом, а не только в рамках домовых территорий.
На начало 2017 года созданы 5 ТОС, зарегистрированных Управлением Минюста РФ по Сахалинской области в качестве юридического лица, в том числе: Томаринский городской округ - ТОС "Черемшанка", ТОС "Парусное"; Холмский городской округ - ТОС Пионеры, ТОС Костромское; г. Южно-Сахалинск - ТОС Радужное.
В настоящее время активно создаются ТОС в других муниципальных образованиях. Всего на территории области функционируют порядка 25 ТОС.
В качестве государственной поддержки по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в областном бюджете предусматриваются межбюджетные трансферты для предоставления субсидий (грантов) ТОС на возмещение (финансовое обеспечение) затрат на мероприятия по благоустройству территорий.
В 2016 году из бюджета Сахалинской области на поддержку ТОС было выделено 9179,8 тыс. рублей, за счет которых была оказана поддержка:
- ТОС "Черемшанка" - 5000,0 тыс. рублей на оборудование детской игровой и спортивной площадок;
- ТОС "Парусное" - 3572,0 тыс. рублей - на устройство автобусного павильона и оборудование спортплощадки;
- ТОС "Радужное" - 607,8 тыс. рублей - на устройство уличного освещения в границах ТОС.
Одним из направлений государственной политики является поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций по реализации общественно значимых проектов в сельской местности.
В рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, предусматриваются гранты Правительства Сахалинской области.
Так, в 2016 году 18 некоммерческих организаций получили гранты на общую сумму 10240 тыс. рублей на реализацию проектов по благоустройству сельских населенных пунктов, созданию и обустройству зон отдыха, спортивных и детских площадок, поддержку национальных, культурных традиций, народных промыслов и ремесел, проведение культурных мероприятий с участием коллективов народного творчества, художественной самодеятельности, создание центров досуга и детского творчества, а также других мероприятий, направленных на активизацию участия сельского населения в решении вопросов местного значения, развития на селе институтов гражданского общества, вовлечения некоммерческого сектора в реализацию программ по развитию сельских территорий Сахалинской области.
Несмотря на значимость реализуемых мер государственной поддержки местных инициатив, они не обеспечивают в полной мере участия населения области в обсуждении и реализации общественно значимых проектов, а также не создают предпосылок и механизмов для взаимодействия с бизнес-сообществом.
Онлайн опрос общественного мнения в целях развития проектов поддержки местных инициатив, проведенный по инициативе министерства финансов Сахалинской области, показал неудовлетворенность населения работой органов местного самоуправления в вопросах планирования развития города/села (54,5%), привлечению населения к принятию решений по разрешению общих проблем (61,5%), по учету нужд населения при решении социальных проблем (59,2%). В то же время 71,9% граждан из числа опрошенных выразили готовность внести вклад в решение проблем своего города/села/двора. На вопрос: "Хотели ли Вы принять участие в распределении части бюджетных средств?" 84% из числа 659 участников, участвовавших в опросе, ответили положительно, из них 39,9% или 258 человек выразили безусловную готовность участвовать в распределении бюджетных средств, 28% из 466 опрошенных граждан считают собрания населения (встречи) пустой формальностью, 242 участника опроса (52%) полагают, что встречи позволяют решать только некоторые из поднимаемых проблем.
Применение стимулирующих механизмов для органов местного самоуправления должно способствовать проведению регулярных встреч и открытого диалога с населением.
В этой связи целесообразно направлять государственную поддержку на оказание содействия в объединении граждан, стимулирование их общественной активности и предоставление финансовых ресурсов на решение социально значимых вопросов за счет средств областного бюджета.
Для органов местного самоуправления оказание государственной поддержки создает дополнительные стимулы к решению вопросов, находящихся в поле их ответственности, с участием населения.
Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением является одним из принципов государственной политики для достижения устойчивого развития сельских территорий.
Государственная политика направлена на повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, замедление процесса депопуляции, стабилизацию численности сельского населения.
Однако отсутствие комплексного подхода при решении социально значимых вопросов на селе или смещение акцентов в пользу продовольственной безопасности создает риски по достижению устойчивого развития сельских территорий в Сахалинской области.
Вовлечение сельских жителей, общественности и экспертного сообщества в обсуждение вопросов преобразования на селе, расселения неперспективных сел с включением в повестку обсуждения альтернативных вопросов развития сельских территорий, малоэтажного строительства, создания рабочих мест является ключевым направлением в поддержке местных инициатив.
Существенные ограничения на процесс вовлечения населения в обсуждение общественно значимых проектов, реализуемых на территории области, а также на побуждение граждан к проявлению их собственных инициатив возникают в связи с низким уровнем информационной открытости при реализации проектов, отсутствием площадок для диалога и взаимодействия с властью.
В то же время опросы общественного мнения подтверждают наличие запроса со стороны населения на практическое взаимодействие и готовность людей к участию в бюджетном процессе.