ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 мая 2014 года N 185-РП
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ ОТ 28.02.2013 N 79-РП]
Внести в приложение к Распоряжению Правительства Камчатского края от 28.02.2013 N 79-РП изменение, изложив его в редакции согласно приложению.
Губернатор
Камчатского края
В.И.ИЛЮХИН
Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 12.05.2014 N 185-РП
"Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 28.02.2013 N 79-РП
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ НА 2013-2018 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - "ДОРОЖНАЯ КАРТА")
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Камчатском крае" на 2013-2018 годы призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению Камчатского края услуг в сфере социального обслуживания.
Экономические, политические, демографические перемены в российском обществе, усложнение социальных процессов ведут к качественному изменению тех жизненных ситуаций, в которых оказываются граждане. Такие тенденции вызывают необходимость пересмотра традиционных подходов к оказанию социальных услуг, развития и внедрения новых технологий социального обслуживания. Полное удовлетворение потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, возможно только при условии модернизации системы социального обслуживания, в рамках которой необходимо решать, в том числе, и проблемы сохранения кадрового потенциала, повышения престижа профессии социального работника, создания условий для повышения мотивации работников государственной системы социальных служб к профессиональному и должностному росту.
Правовой основой деятельности по организации социального обслуживания населения являются Закон Камчатского края от 15.09.2008 N 116 "О социальном обслуживании граждан в Камчатском крае" и Закон Камчатского края от 04.12.2008 N 160 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан". Важным условием гарантированного качества предоставления услуг, их доступности явилось утверждение в 2011 году Государственных стандартов социального обслуживания населения в Камчатском крае.
Для достижения поставленных целей необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в том числе разработка и принятие законов Камчатского края, постановлений, обеспечивающих реализацию обновленного федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения, утверждение нормативных показателей, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания населения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Камчатского края, обусловлены следующими обстоятельствами.
Система социального обслуживания представлена в Камчатском крае 22 учреждениями социального обслуживания, из них 9 краевых и 13 муниципальных учреждений.
Из общего числа учреждений социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам предоставляют: комплексные центры социального обслуживания населения - 7 ед., дома-интернаты - 6 ед., Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства - 1 ед., и дом ветеранов - 1 ед.
Из общего числа учреждений 16 непосредственно предоставляют социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, из них 6 домов-интернатов на 545 мест. Очередь в стационарные учреждения составляет на 1 января 2014 года 168 чел. (116 человек - в интернаты психоневрологического типа, 52 человека - в интернаты общего типа).
1) Одной из серьезных проблем Камчатского края продолжает оставаться число граждан, страдающих психическими расстройствами, которые нуждаются в направлении в дома - интернаты. Кроме того, воспитанники детского дома - интерната для умственно отсталых детей ежегодно подлежат переводу во взрослый психоневрологический интернат по достижению 18-летнего возраста.
Поэтому строительство новых объектов, а также реконструкция имеющихся учреждений продолжают быть главным направлением работы Министерства социального развития и труда Камчатского края.
Несмотря на развитие службы надомного социального обслуживания, очередность в стационарные учреждения социальной защиты продолжает оставаться достаточно высокой.
В рамках долгосрочной краевой целевой программы "Комплексная безопасность краевых государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в Камчатском крае на 2012-2015 годы" завершилась реконструкция Елизовского дома-интерната для психически больных. Осуществление данного проекта позволило увеличить общую площадь дома-интерната на 433 кв.м, а также обеспечить дом-интернат столовой на 45 посадочных мест с пищеблоком и возможностью приготовления пищи на 175 человек.
Завершены проектные работы по строительству нового корпуса КГАУ СЗ "Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 мест.
В рамках долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда на 2012 - 2015 годы в Камчатском крае" в 2013 году завершены проектные работы по строительству Комплексного центра для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата на 30 мест в Елизовском муниципальном районе.
Кроме того, в соответствии с Поручениями губернатора Камчатского края от 19.08.2013 N ПП-43, от 12.03.2013 N ПП-38 Министерством социального развития и труда Камчатского края совместно с Министерством строительства Камчатского края прорабатывается вопрос строительства Комплексного центра социального обслуживания населения (со стационаром) в Карагинском муниципальном районе. В настоящее время идет согласование участка, отведение земли.
2) Одной из главных проблем в системе социального обслуживания Камчатского края является дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.
По итогам 2013 года размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 23 600 руб. или 48,5% к уровню среднемесячной заработной платы в Камчатском крае.
Исполнение государственных полномочий в муниципальных образованиях Камчатского края за счет субвенции по социальному обслуживанию осуществляют 45 муниципальных служащих, 233 социальных работника.
В настоящее время штатная численность социальных работников системы социальной защиты составляет 240 человек, общая численность работающих в системе социального обслуживания Камчатского края - 1 678 человек.
3) Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания значительно устарела.
В 2013 году из общего числа зданий стационарных учреждений нуждались в реконструкции 14%.
В целях повышения качества и эффективности оказываемых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Министерством социального развития и труда Камчатского края проводились мероприятия по поэтапному расселению клиентов из зданий низкой степени огнестойкости и зданий, не соответствующих требованиям санитарного законодательства, в каменные здания.
В декабре 2013 года проведено перепрофилирование дома-интерната для престарелых и инвалидов в п. Козыревск в комплексный центр социального обслуживания населения. 14 человек переведено в Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Комплексных центров социального обслуживания населения в Камчатском крае - 7, в том числе 1 краевой и 6 муниципальных.
Необходимо отметить, что в последнее время достаточно широкое развитие получило надомное обслуживание пожилых граждан.
Такая форма социального обслуживания является не только экономически эффективной (расходы на оказание услуг в нестационарной форме более чем в 10 раз ниже по сравнению со стационарными формами), но и позволяет гражданам в преклонном возрасте жить в привычных домашних условиях, сохраняя соседские связи и социальные контакты.
Так, в течение 2013 года в комплексных центрах получили услуги 36 400 человек (в 2012 году - 35 850 человек, в 2011 - 32 764 человека), оказано 606 866 услуг (в 2012 году - 505 819 услуг, в 2011 году - 498 210 услуг), в том числе отделениями срочного социального обслуживания в 2013 году оказано 69 858 услуг, услугами воспользовались 17 606 человек.
Социальное обслуживание семей с несовершеннолетними детьми представлено - 6 учреждениями социального обслуживания (1 - центр помощи семье и детям, 1 - социально-реабилитационный центр, 3 - социальных приюта и 1 дом-интернат для умственно-отсталых детей).
В период с 2015 по 2018 год планируется строительство комплексного центра социального обслуживания населения (со стационаром) в Карагинском муниципальном районе, корпуса КГАУ СЗ "Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 мест.
3. Целями "дорожной карты" являются:
1) совершенствование регионального нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
2) оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем реорганизации коечной сети, укрупнения отдельных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
3) внедрение новых технологий социального обслуживания;
4) введение платы за социальные услуги и расширение перечня платных социальных услуг;
5) повышение к 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Камчатском крае;
6) укрепление материально-технической базы, повышение противопожарной безопасности учреждений социального обслуживания населения;
7) привлечение на рынок социальных услуг организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" будут являться:
1) подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения Камчатского края на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в данной сфере;
2) подготовка новой нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения Камчатского края, соответствующей требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3) развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения, организация ежегодного повышения квалификации на территории Камчатского края, а также за его пределами не менее 30% работников учреждений социального обслуживания населения с целью повышения их профессиональной компетентности;
4) оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских), предоставляемых гражданам в сфере социального обслуживания населения, на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций (в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда до 30%);
5) сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно административно-управленческий персонал), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников;
6) обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала учреждений, оптимизации расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40%;
7) реализация перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в целях увеличения коечной мощности в Камчатском крае к 2018 году на 200 мест (2015 год - 100 мест, 2016 год - 100 мест);
8) укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках подпрограммы 7 "Развитие системы социального обслуживания населения в Камчатском крае. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на 2014-2018 годы" Государственной программы "Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014-2018 годы", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 548-П, а также в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Камчатского края;
9) привлечение негосударственных организаций, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания, в том числе подпрограммы 7 "Развитие системы социального обслуживания населения в Камчатском крае. Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на 2014-2018 годы" Государственной программы "Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014-2018 годы", утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 548-П;
10) развитие института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе для совершеннолетних недееспособных граждан, реализация Закона Камчатского края от 14.11.2012 N 150 "О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, проживающим в Камчатском крае";
11) доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
5. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты"
Наименование контрольного показателя | ед. изм. | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, в том числе: | % | 81,24 | 82,3 | 85,52 | 90,00 | 94,00 | 100,00 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа | % | 85,2 | 85,2 | 85,2 | 90 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля | % | 67,4 | 67,4 | 67,4 | 80 | 80 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в полустационарных учреждениях социального обслуживания | % | 53,7 | 59 | 75 | 80 | 90 | 100 |
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому | % | 99,9 | 99,9 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности | % | 0,8 | 1 | 1,5 | 2 | 3 | 5 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности | % | 10,7 | 10,7 | 14,2 | 17,8 | 21,4 | 25 |
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей | % | 11,5 | 19,3 | 19,8 | 20,1 | 20,7 | 21,7 |
Показатели по финансированию повышения оплаты труда отдельной категории работников учреждений социального обслуживания населения (социальные работники) в Камчатском крае представлены в приложении.
II. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Камчатском крае на 2013-2018 годы