Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ


 5. Системы инженерной инфраструктуры Республики Коми


Особенности и проблемы сложившейся системы электроснабжения

Согласно Схеме и программе развития электроэнергетики Республики Коми на 2016 - 2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 29 апреля 2016 года N 189-р и данных Геоинформационный портал Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/) сложилась система электроснабжения с весьма протяженными радиальными распределительными линиями и многочисленными нерезервированными ответвлениями. Протяженность воздушных линий электропередач в республике составляет: 220 кВ - 1670 км; 110 кВ - 4151 км; 35 кВ - 1448 км; 20 кВ - 404 км; 10 кВ - 6880 км; 6 кВ - 687 км; 0,4 кВ - 5285 км.

В настоящее время практически все потребители получают электроэнергию централизованно. Источниками электрической энергии для сельских электросетей являются районные понижающие подстанции различных классов напряжений (220/110/10, 110/35/10, 110/10, 110/6, 35/6 кВ и др.), образующие большое число энергоузлов.

Для электрических сетей в сельских районах республики характерна сравнительно невысокая плотность нагрузок и неравномерность их размещения. Районные ПС сооружены возле крупных населенных пунктов на территориях с наибольшей концентрацией потребителей.

Зоны децентрализованного электроснабжения пока сохраняются в Усть-Куломском, Удорском, Троицко-Печорском, Ижемском, Усть-Цилемском муниципальных районах. В настоящее время большинство дизельных электростанций общего пользования в сельских районах, ранее находившихся на балансе сельскохозяйственных, лесозаготовительных и жилищно-коммунальных хозяйств, переданы АЭК "Комиэнерго".

Низкая пропускная способность ЛЭП

Основными взаимосвязанными факторами, определяющими уровень надежности электроснабжения потребителей, являются: схема электрической сети (степень резервирования), надежность элементов электрической сети, оснащенность сети средствами управления и организация эксплуатации. В настоящее время электропотребление в республике растет на 2 - 3% в год. Слабая сетевая структура приводит к ограничениям в электроснабжении.

Энергосистема Республики Коми является избыточной как по энергии, так и по мощности. Избытки мощности расположены на Печорской ГРЭС и в настоящее время не могут быть использованы в полном объеме из-за ограничения пропускной способности системообразующих транзитных ЛЭП - 220 кВ: Печорская ГРЭС - Зеленоборск - Ухта - Синдор - Микунь.

При этом Южный энергоузел республики является дефицитным. Около 80% нагрузки Южного энергоузла обеспечивает единственная ВЛ 220 кВ "Печорская ГРЭС - Ухта - Микунь".

Для Республики Коми важнейшей, не решенной на сегодня, проблемой энергообеспечения является запуск механизмов энергосбережения. Однако в условиях намеченных масштабов развития производительных сил республики, обусловленных ее природными ресурсами, одного энергосбережения недостаточно. Нужны инвестиции как для замены устаревших и изношенных мощностей, так и увеличения объемов энергопроизводства. Нахождение оптимальных путей инвестирования позволит решить главную проблему развития электроэнергетики.

Теплоснабжение

Снабжение теплоэнергией организаций, городов и поселков республики обеспечивается тепловыми электростанциями и крупными отопительными и производственными котельными (мощностью более 20 Гкал/час). В населенных пунктах с небольшой тепловой нагрузкой выработка теплоэнергии осуществляется маломощными котельными, число которых доходит до нескольких сотен. Среди них велика доля (около 70%) мелких малоэффективных котельных мощностью до 3 Гкал/час каждая, которые вырабатывают около 4% тепла от всего производимого объема. Эти котельные расположены в районах, удаленных от основных промышленных и энергетических центров республики, характеризуются, как правило, низким техническим уровнем и высокими эксплуатационными затратами.

В теплоснабжении Республики Коми много узких мест: дефицит мощностей в ряде городов, моральный и физический износ основных фондов, дороговизна тепловой энергии и др.

Одним из основных потребителей тепловой энергии, производимой в республике, является население - на его долю приходится более 30% отпущенного тепла. Показатели потребления тепла в жилом секторе и сфере услуг на 1 человека в Республике Коми почти в 2 раза превышают аналогичные показатели по России. Это связано в основном с более суровыми климатическими условиями по сравнению с большей частью территории страны.

Особенности и проблемы сложившейся системы теплоснабжения

Теплоснабжение сконцентрировано в нескольких промышленных узлах

С начала 70-х годов развитие теплоснабжающих систем было ориентировано на строительство крупных централизованных источников тепловой энергии. Этому способствовала концентрация основных тепловых нагрузок республики в немногочисленных промышленных узлах. Для городов разрабатывались схемы теплоснабжения, которые предусматривали увеличение отпуска теплоэнергии, расширение существующих и строительство новых крупных котельных. В большинстве же остальных, преимущественно сельских районах, формирование систем теплоснабжения происходило в значительной мере произвольно, без каких-либо схем, по мере возникновения тепловых нагрузок и базировалось на строительстве маломощных котельных. Система теплоснабжения республики, сложившаяся к середине 80-х годов, осталась практически неизменной до настоящего времени.

Теплоснабжение в республике отличает отставание технического преобразования и модернизации.

По данным Геоинформационного портала Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/) около 80% объектов теплоснабжения исчерпали свой ресурс и морально устарели. Это, а также неудовлетворительное состояние тепловых сетей и теплотехнических характеристик обогревательных конструкций (утечки, сливы, потери через изоляцию теплопроводов) приводит к завышенным расходам сетевой воды, нарушению температурных режимов и большим тепловым потерям (до 30%). Наряду с неоптимальной загрузкой большинства котельных, указанные недостатки становятся причиной большого перерасхода топлива. Наблюдается рост числа повреждений тепловых сетей и котельного оборудования, что связано с наличием в эксплуатации большого количества отработавшего нормативный ресурс оборудования. Ремонт котельного оборудования и тепловых сетей производится в основном для поддержания текущего состояния системы теплоснабжения. Ввод новых мощностей наблюдается в масштабе небольших поселений и котельных хозяйств.

Топливоснабжение

В системе снабжения муниципальных образований котельно-печным топливом используются уголь, газ, топочный мазут, дрова. Имеются районы с практически монотопливной структурой топливопотребления, с преобладающим использованием одного вида топлива: газа - Сыктывкар, Вуктыл, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Усть-Вымский, Сыктывдинский районы; угля - Воркута, Инта, Ижемский, Усть-Цилемский районы. В остальных муниципалитетах структура топливопотребления дифференцирована по видам с относительно высоким удельным весом топочного мазута.

В целом по республике объемы производства топливных ресурсов соответствуют современным потребностям в угле, топочном мазуте и древесном топливе. Исключение составляет природный газ, объемы потребления которого лишь на 70% обеспечиваются добычей газа в республике. На сегодняшний день только 10 муниципальных образований имеют сетевой газ. В основном это потребители в районах газодобычи и вблизи трассы магистральных газопроводов и газопроводов-отводов.

В структуре топливного баланса Республики Коми преобладает природный газ - около 70%, на долю угля приходится около 25%, мазут составляет около 7% и древесное топливо около 1%.

В южных муниципальных районах традиционно широко используется печное отопление, котельные в основном работают на привозном угле и мазуте.

В последние годы многократно возросли расходы, связанные с доставкой топлива. Для удаленных сельских потребителей в южных муниципальных районах в фактических затратах на топливо значительную часть составляют транспортные расходы (от 25 до 60%). В большей степени это относится к углю. Расходы на топливо не отражаются в полной мере в тарифах на тепловую энергию и в значительной степени датируются.

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 N 45, Схема территориального планирования Республики Коми, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2010 N 469, Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 2016 - 2021 годы, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 29 апреля 2016 года N 189-р в целях обеспечения развития инвестиционных площадок регионального значения предусматривает до 2030 года первоочередное развитие всех видов объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной документацией, разработанной на основе документации по планировке территорий и технических условий на подключение к инженерным сетям, и очередностью их строительства.

Электроснабжение

В связи с ожидаемым ростом нагрузок, старением (износом) оборудования на источниках электроэнергии, подстанциях и для повышения надежности электроснабжения в Республике Коми предусмотрены следующие мероприятия: