Транспортная инфраструктура представляет собой территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств, служб перевозок, которые, интегрируя все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивают реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики региона и национальной экономики.
Функциональное назначение транспорта состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени. Поэтому для него в большей степени, чем для любой другой отрасли, характерна территориальная специфика. Важнейшей особенностью является пространственно-сетевой характер расположения его объектов, обусловливающий тесную взаимосвязь с территорией, размещением производства и системой расселения.
Плотность сети и мощность транспортных потоков характеризует в определенной степени уровень концентрации производства, степень освоенности территории, ее потенциал, а также уровень экономического и социального развития региона.
Транспортная инфраструктура напрямую влияет на пространственное и территориально развитие региона: возможность вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, развитие предприятий, доступность рабочей силы.
В современных условиях транспортный комплекс является также основой экономической интеграции регионов, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений.
4.1. Общая характеристика и перспективы развития транспортной инфраструктуры Республики Коми
Информация об общей характеристике и перспективах развития транспортной инфраструктуры Республики Коми представлена в соответствии со следующими источниками: Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, Государственный доклад "О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2016 году", схемы территориального планирования муниципальных образований, а также Геоинформационный портал Республики Коми (http://gis.rkomi.ru/).
Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью транспортно-коммуникационной системы Российской Федерации и представлен сетью железнодорожных, автомобильных дорог, внутренних водных судоходных путей общего пользования, магистральных газопроводов и нефтепроводов.
Транспортные коммуникации Республики Коми по размещению и структуре в целом отвечают внутриреспубликанским и внешним связям. Вместе с тем, в соответствии с Основными направлениями развития транспортной системы Республики Коми до 2020 года, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
В Республике Коми низкая степень развитости и плотности транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
Транспортную сеть в Республике Коми составляют:
- 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования);
- 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в т.ч. 3,1 тыс. км общего пользования);
- 10,5 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 7,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).
Выявление источников и резервов экономического роста в Республике Коми, а также определение механизмов повышения эффективности использования ресурсов и развития производственной и транспортной инфраструктуры относятся к основным стратегическим задачам региона.
Железнодорожный транспорт
Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль "Котлас - Воркута" общей протяженностью 1,7 тыс. км и 3 малоинтенсивные железнодорожные линии ("Микунь - Кослан - Вендинга", "Сосногорск - Троицко-Печорск", "Сыня - Усинск").
Линия "Сосногорск - Троицко-Печорск" протяженностью 161,8 км является малодеятельным тупиковым участком, который обеспечивает транспортное обслуживание прилегающих населенных пунктов и предприятий, данная линия является убыточной малоинтенсивной железнодорожной линией.
Плотность железнодорожной сети общего пользования в Республике Коми составляет 4,1 км на 1 тыс. кв.км территории.
На территории республики осуществляет свою деятельность Северная железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" со своими структурными подразделениями.
Сохранение эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий Сосногорск - Троицко-Печорск, Микунь - Кослан - Вендинга является стратегической задачей Республики Коми.
В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта, в рамках действующей Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на рынке перевозок улучшены условия для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов.
Автомобильный транспорт
По состоянию на 2015 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Коми составила 7595,3 км, в том числе с твердым покрытием - 6468,9 км. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 84,2%; удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, составляет 68,2%.
На территории Республики Коми осуществляют деятельность 4399 хозяйствующих субъектов в сфере автомобильного пассажирского транспорта, в том числе 615 юридических лиц и 3784 индивидуальных предпринимателя. Из числа юридических лиц крупными и средними являются 38 предприятий, 67 - малые предприятия, 505 - микропредприятия.
Из-за недостаточного количества дорог с твердым покрытием население в весенний и осенний периоды остается отрезанным от транспортных коммуникаций. Из 708 сельских населенных пунктов около 64% не имеют круглогодичного транспортного сообщения по автомобильным дорогам с твердым покрытием с центром своего муниципального образования, и столицей республики г. Сыктывкаром.
Водный транспорт