Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ


Таблица 3


 Анализ стратегических документов

Источник информации

Текущее/перспективное положение транспортной инфраструктуры

Выводы и предложения относительно системы обращения с отходами

Общая информация

На сегодняшний день значительную часть территории Республики Коми занимают труднодоступные районы

В период, когда транспортирование не осуществляется по климатическим особенностям, отходы накапливаются, обрабатываются утилизируются, обезвреживаются или местах образования

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми

Густота внутренних водных судоходных путей составляет 9,8 км на 1000 кв.км территории (в России - соответственно 102 тыс. км и 5,9 км на 1000 кв.км территории)

Допустимо сделать ориентир и акцент на водный транспорт

Основные направления развития транспортной системы Республики Коми до 2020 года

Сохранение эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий Сосногорск - Троицко-Печорск, Микунь - Кослан - Вендинга. Линия "Сосногорск - Троицко-Печорск" протяженностью 161,8 км является малодеятельным тупиковым участком, который обеспечивает транспортное обслуживание прилегающих населенных пунктов и предприятий, данная линия является убыточной малоинтенсивной железнодорожной линией

Задача сохранения малодеятельных участков железных дорог является стратегической для региона. Сбор и транспортирование отходов может добавить экономической эффективности малоинтенсивным железнодорожным путям за счет дополнительной деятельности. Транспортирование отходов от объектов накопления, обработки и перегрузки целесообразным осуществлять посредством железнодорожного транспорта

Из-за недостаточной развитости транспорта сдерживаются комплексное освоение новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых

Новые создаваемые промышленные предприятия будут развиваться вместе со строительством дорог, тогда не возникнет проблем с транспортированием отходов к местам обращения

Бюджетные субсидии пока полностью не покрывают потери в доходах транспортных компаний

Возможно предусмотреть государственное (региональное) субсидирование работ по транспортированию отходов

Остро стоит проблема привлечения инвестиций, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства

Отнести проекты по транспортированию и логистической обработке (сортировке, перегрузке) отходов к проектам государственно-частного партнерства

Одно из направлений развития железных дорог - грузовые перевозки специальным подвижным составом

Транспортирование отходов в специальных вагонах-дамперах

Строительство железнодорожной магистрали "Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Карпогоры - Архангельск" (проект "Белкомур")

На перспективном участке создаваемой железнодорожной магистрали возможно ставить объекты логистической обработки отходов. Также возможно предусмотреть развитие межрегиональных потоков в Архангельскую область, Пермский край и далее транзитом через указанные регионы

Неразвитость сети государственных автомобильных дорог общего пользования. По данному показателю республика отстает от других субъектов Российской Федерации

Исходя из этого, целесообразным применять технологии накопления и по возможности термического обезвреживание на территориях, приближенных к местам накопления

Строительство автомобильных дорог: "Айкино - Кослан", "Ухта - Троицко-Печорск - Комсомольск - Якша", "Печора - Вуктыл"

В данный момент существует возможность транспортирования отходов только посредством речного транспорта. (Айкино - Кослан - ж/д) При вводе дорог для автомобилей открывается возможность круглогодичного транспортирования на этих участках. Тем не менее, требуется экономический расчет менее затратного способа транспортирования с учетом всей технологической цепочки. Железнодорожный транспорт, при условии наличия парка вагонов, является менее затратным

Инвестиционный проект способен оказать существенное влияние на темпы экономического роста и усиление интеграции экономики Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов в экономику России

Реализация принципа межрегионального взаимодействия в части обращения с отходами


4.4. Основные выводы по результатам анализа транспортной инфраструктуры Республики Коми с точки зрения обращения с отходами.

1. Ключевым принципом является определение экономической целесообразности и максимальной эффективности обработки, утилизации, обезвреживания отходов. Необходимо определить экономически обоснованную точку, при которой выгодны обработка, утилизация, обезвреживание и окупаются затраты на их проведение.

С целью выявления возможности строительства объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию на объектах размещения отходов, которые могут быть вовлечены в производственные процессы, осуществляется проведение детальных исследований, направленных на определение качественной и количественной оценки отходов. В случае наличия отходов, использование которых возможно в качестве вторичного ресурсов, например, в строительной промышленности, необходимо их вовлечение в хозяйственный оборот. В противном случае необходимо проведение рекультивации объектов размещения отходов для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что захоронение отходов на объектах размещения зачастую менее затратное, чем вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

В подобных случаях следует учитывать не только моментальную экономическую выгоду, но и экологический эффект от реализации мероприятий, проявление которого возможно в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

В связи с тем, что автомобильная инфраструктура на территории республики слабо развита, целесообразно использование водных и железнодорожных путей. Перевозка по водными путями осуществляется летом судами, зимой по зимникам автомобилями.

Для выстраивания межрегиональных потоков отходов используются водные и железнодорожные пути.

Целесообразна следующая логистическая цепочка: накопление - обработка - формирование максимально укрупненных партий для отгрузки крупногабаритным транспортом (автомобильный, железнодорожный транспорт, крупнотоннажные суда).

При этом рассматриваются следующие варианты транспортирования:

Насыпью (с использованием специализированного транспорта, контейнеров, вагонов-дамперов и т.п.). Необходимо создание инфраструктурных объектов для предварительной обработки и перегрузки отходов, в т.ч. площадки дезинфекции, работа с оборотной тарой (мойка, хранение), площадки временного хранения на случай разового поступления больших объемов отходов, разворотные, погрузочно-разгрузочные площадки для автомобильного транспорта.

Использование специальной техники для обработки, пресса-упаковщика после обработки. Хранение отходов в упакованном виде до времени транспортирования к месту утилизации, размещения. Возможность использования универсальных транспортных средств, подвижного состава, судов. Снижение требований к местам накопления отходов.

Принцип совмещения перегрузки отходов с обработкой отходов.

На территории труднодоступных районов в период, когда транспортирование не осуществляется, возможны два пути развития системы обращения с отходами:

- исходя из экономической целесообразности, производится обработка отходов и извлечение полезных компонентов для их вторичного использования. Обработанные полезные компоненты накапливаются до сезона, когда отгрузка возможна. Остатки обезвреживаются термическим (иным способом) способом или размещаются на объекте размещения в месте максимально приближенном к месту накопления.

- если же извлечение полезных компонентов экономически неоправданно, отходы накапливаются до момента отгрузки, далее отгружаются на объект размещения.