Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ


Таблица 24


 Образование ТКО на территории Республики Коми на период действия территориальной схемы

Показатели

2015 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2030 г.

Численность населения, тыс. чел.

864,4

845

836,6

828,6

821

814,4

807,5

800,56

792,7

786,4

778,8

751,1

ТКО от населения, Тыс. т

266,26

260,28

257,70

255,23

252,89

250,86

248,73

246,60

244,17

242,23

239,89

231,36

ТКО от организаций, Тыс. т

270,58

264,51

261,88

259,38

257,00

254,93

252,77

250,60

248,14

246,17

243,79

235,12

Всего ТКО, Тыс. т

536,842

524,79

519,58

514,61

509,89

505,79

501,50

497,19

492,31

488,40

483,68

466,48

73111001724 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)/73310001724 (Кроме жилых) - Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV класс, Тыс. т

107,37

104,96

103,92

102,92

101,98

101,16

100,30

99,44

98,46

97,68

96,74

93,30

73111002215 Отходы из жилищ крупногабаритные/73310002725 (Кроме жилых) - Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный V класс, Тыс. т

429,47

419,83

415,66

411,69

407,91

404,63

401,20

397,75

393,85

390,72

386,94

373,18



  Рисунок 12. Прогноз образования твердых коммунальных отходов*

________________

* Рисунок 12 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Параметры обеспечения выполнения баланса.

1. Обработка. Инфраструктура для утилизации твердых коммунальных отходов представлена организациями, осуществляющими в комплексе или отдельно сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. Сортировка отходов осуществляется на объектах размещения стихийно. В основном сортируются лом черных и цветных металлов. Системно работающей инфраструктуры утилизации отходов на территории населенных пунктов не выявлено. В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ "Отходы производства и потребления":

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

Следовательно, все утилизируемые отходы подвергаются обработке. Данный постулат определен как основной при прогнозировании объемом обработки отходов.).

2. Утилизация. В настоящее время уже утилизируется (на уровне 2016 г.) 18%. В Стратегии социально-экономического Развития Республики Коми до 2020 г. определены уровень обработки, утилизации, обезвреживания отходов на территории Республики Коми, а также в проекте Стратегии социально-экономического Развития до 2030 г. такие параметры тоже установлены.

3. Обезвреживание. В настоящее время 0.4% всех образующихся отходов обезвреживаются. Обезвреживанию, как правило, подлежат отходы I, II, III классов опасности. С учетом роста промышленного производства их доля может достигнуть 1.5%. Этот параметр установлен для 2030 г.

4. Размещение. В настоящее время на территории Республики Коми действует 80 объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО. По фактическим данным 2016 г. на собственных объектах размещения отходов размещено 4591 тыс. т, из них захоронено, 4,5% от общего объема размещенных.

Для достижения параметров баланса определено необходимое количество объектов обращения с отходами с учетом наилучших доступных технологий, которые представлены в схеме потоков отходов и направлениях развития системы обращения с отходами Республики Коми.


Прогнозные данные по объему образования промышленных отходов

Подавляющая часть совокупного валового муниципального продукта (далее также - ВМП) республики (88,5%) производится в шести муниципалитетах - городах Усинске, Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, Печоре и Сосногорске. Специализация экономики на добывающих и частично на перерабатывающих отраслях обусловила их высокий вклад в ВМП республики. Далее следует группа из шести территорий: городского округа Вуктыл и Инта, Усть-Вымский, Сыктывдинский, Ижемский и Княжпогостский районы, в которых сосредоточено 8,9% совокупного ВМП региона. Замыкает этот перечень группа из восьми районов в составе Удорского, Усть-Куломского, Прилузского, Корткеросского, Сысольского, Троицко-Печорского, Усть-Цилемского и Койгородского районов - 2,6% совокупного ВМП. Такое неравномерное территориальное распределение ВМП связано со спецификой истории промышленного освоения территории республики и негативными результатами рыночных реформ переходного периода.

Анализ секторно-видовой структуры совокупного ВМП Республики Коми позволил выявить существенные диспропорции между секторами экономики. Так, в 2011 г. доли первичного (сельское, лесное хозяйство и добывающие производства), вторичного (обрабатывающие производства) и третичного (производство и распределение газа, воды и электроэнергии, строительство, транспорт, торговля и сфера социальных услуг) секторов составляли соответственно 40,4; 10,6 и 49%. Сравнительно высокая доля третичного сектора была обусловлена не столько развитием сферы традиционных услуг, сколько большим удельным весом трубопроводного транспорта.

Различия между вкладами секторов в совокупный ВМП республики связаны с особенностями территориального разделения труда. В частности, развитие первичного сектора определяется крупномасштабной добычей нефти в г. Усинске, вторичного сектора - деятельностью крупных обрабатывающих предприятий Сыктывкарского лесопромышленного комплекса и Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, третичного сектора - деятельностью магистрального трубопроводного транспорта, оптовой и розничной торговли, а также проведением операций с недвижимым имуществом.

Анализ институциональной структуры совокупного ВМП республики продемонстрировал преобладание сектора нефинансовых корпораций при ограниченном развитии сектора государственного управления, сектора домашних хозяйств, что главным образом объясняется специализацией региона на добывающих производствах.

Динамика статьистических характеристик территориального распределения ВМП в 2002 - 2011 гг. показывает усиление дифференциации муниципальных образований Республики Коми по уровню экономического развития. Классификация муниципальных образований, проведенная на основе показателя душевого ВМП, позволила выделить четыре кластера (группы) территорий, которые имеют сходные характеристики экономического развития (таблица 25).