Формы и нормативы мероприятий по охране охотничьих ресурсов в Республике Бурятия
N | Мероприятия | Исполнители | Норматив проведения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Оперативные рейды по охране охотресурсов | Органы госохотнадзора, службы производственного охотничьего контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей совместно с органами МВД и общественностью | Плановые рейды - в соответствии с планами госохотнадзора и производственного охотничьего контроля. Внеплановые - в течение всего года в зависимости от сложившейся обстановки и поступивших сведений о нарушениях |
2. | Систематическое патрулирование и наблюдение за средой обитания охотничьих ресурсов | Производственные охотничьи инспектора, егерская служба охотпользователей, органы госохотнадзора | Для охотпользователей - площадь егерского обхода, приходящаяся на 1 егеря в угодьях, использующихся преимущественно для спортивной и любительской охоты, - 10000 га; в угодьях, использующихся, преимущественно для промысловой охоты, - 100000 га. Для органов госохотнадзора - нагрузка на 1 государственного инспектора в угодьях, использующихся преимущественно для спортивной и любительской охоты, - 100000 га; в угодьях, использующихся преимущественно для промысловой охоты, - 400000 га |
3. | Дежурство на стационарных постах | Органы госохотнадзора совместно с органами МВД и Бурприроднадзором, инспектора производственного охотничьего контроля | На стационарных постах ГИБДД на дорогах общего пользования с целью выявления фактов транспортировки продукции незаконно добытых охотничьих ресурсов - в соответствии с планами о совместной работе. На временных постах на прочих дорогах в местах наиболее вероятного въезда и выезда охотников в угодья - в соответствии с планами и оперативной обстановкой |
4. | Массово-разъяснительная работа | Органы госохотнадзора, администрации охотничьих хозяйств, общественные движения | Публикации в центральных и местных СМИ - перед каждым открытием сезона охоты. Публичные выступления по радио и телевидению, лекции в образовательных учреждениях с целью пропаганды бережного отношения и рационального использования ресурсов охоты и сохранения среды их обитания - в соответствии с ежегодными планами |
5. | Занятия с егерями и охотоведами охотничьих хозяйств, активистами общественных движений | Органы госохотнадзора, органы МВД | Лекции по природоохранному законодательству - 2 раза в год. Перспективное планирование охранных мероприятий - 1 раз в год. Инструктаж по технике безопасности и правовым основам оперативной работы - 1 раз в год |
6. | Организация работы по формированию системы производственного охотничьего контроля | Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, охотпользователи | Проведения процедур выдачи удостоверений производственным охотничьим инспекторам (не менее 2 раз в год), контроль над составлением планов производственного охотничьего контроля (в процессе проверок), анализ сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных охотничьих угодий (не менее 1 раза в год). Составление планов производственного охотничьего контроля (ежеквартально), предоставление в органы исполнительной власти сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля (один раз в год до 1 февраля текущего года за истекший год) |
В целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания необходимо:
- выделение особо защитных участков леса вокруг глухариных токов в радиусе 300 м от тока;
- запрет лесокультурных работ на тетеревиных токах и их расчистка;
- регулирование выпаса скота в местах гнездования пернатой дичи и по берегам ондатровых водоемов;
- запрет применения собак при выпасе скота;
- разрешение сенокошения в лесу не ранее 15 июля;
- строгое соблюдение установленных норм и правил использования ядохимикатов и минеральных удобрений;
- запрет палов по прошлогодним некосям и по стерне;
- тщательная заделка протравленных семян.
В деле охраны охотничьих угодий должное внимание необходимо уделить работе по борьбе с лесными пожарами и их предотвращению. Все организационно-профилактические мероприятия в этой сфере должны ежегодно согласовываться с органами лесной охраны.
Несомненно, важную роль в сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов и их среды обитания в Республике Бурятия играют особо охраняемые территории.
Регулирование численности объектов животного мира, влияющих на охотничьи ресурсы. Следующая группа мероприятий (рисунок 4). К охотничьим ресурсам, которые требуют регулирования численности, в первую очередь необходимо отнести волка, наносящего урон охотничьей фауне, особенно изюбрю, косуле, кабану, северному оленю и кабарге. Кроме волка поголовью копытных животных (особенно молодняку) могут наносить урон бродячие собаки. Кроме того, в отдельных случаях необходимо регулировать численность ондатры, лисицы, бездомных кошек, сорок и ворон.