Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы" (с изменениями на 27 декабря 2019 года)



Таблица 11



SWOT-анализ текущего состояния

Преимущества (сильные стороны)

Недостатки (слабые стороны)

Наличие законодательной базы на федеральном и региональном уровне;

наличие схемы с обращениями отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)

Высокий процент объектов размещения отходов, не соответствующих требованиям санитарных и экологических норм и правил;

недостаточное развитие инфраструктуры обращения с отходами;

отсутствуют объекты производственной переработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов;

неосведомленность и низкая культура населения и юридических лиц в вопросах обращения с отходами;

недостаток опыта раздельного сбора отходов

Возможности

Угрозы

Создание эффективной системы управления твердыми коммунальными отходами;

строительство удовлетворяющих современным экологическим стандартам объектов для обработки, обезвреживания, утилизации и переработки твердых и жидких коммунальных отходов;

создание системы сбора, утилизации и обезвреживания отходов в стационарных и мобильных пунктах;

развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

экономическое стимулирование сокращения количества образования твердых коммунальных отходов

Наступление локальных и глобальных экологических катастроф;

возникновение инфекционных заболеваний от источников ненормативного размещения отходов;

отравление и заражение населения от источников отходов высокого класса опасности при их ненормативном хранении;

дальнейшее снижение культуры обращения с отходами


На территории Республики Саха (Якутия) ежегодно образуется около 250,0 млн тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 200,0 тыс. тонн составляют твердые коммунальные отходы. Основную массу составляют промышленные отходы добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. По данным форм федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) в 2016 году образовано 248,057 млн тонн отходов с I - V классом опасности. Доля отходов при добыче полезных ископаемых составило в 2016 году 99% от общего количества образовавшихся отходов.


Основным способом обращения с твердыми коммунальными отходами является накопление и захоронение, более 96% образующихся твердых коммунальных отходов направляется на полигоны и санкционированные свалки. При этом сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов организованы только в крупных городах и административных центрах муниципальных районов, что составляет около 7% от общего количества муниципальных образований республики. Во вторичный хозяйственный оборот вовлекается всего менее 4% твердых коммунальных отходов. Низкий процент утилизации (использования) отходов связан с недостаточным развитием инфраструктуры обращения с отходами.


Размещение отходов на полигонах и свалках приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Действующие санкционированные объекты размещения отходов в количестве 471 занимает территорию общей площадью свыше 1400 гектаров. Из действующих объектов размещения отходов в Государственном реестре объектов размещения отходов зарегистрировано всего 13 объектов размещения твердых коммунальных отходов. Более 90% объектов размещения твердых коммунальных отходов не соответствуют санитарным правилам и требованиям СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".


На территории Республики Саха (Якутия) отсутствуют объекты производственной переработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов. Одним из наиболее проблемных вопросов остается обращение с отходами I - II класса опасности (отработанные ртутьсодержащие приборы, люминесцентные, энергосберегающие лампы, батарейки, аккумуляторы, синтетические и минеральные масла, щелочи, кислоты, нефтесодержащие отходы, кислые смолы, химикаты и пр. высоко опасные отходы), которые остаются у природопользователей на временном хранении. Предприятия и физические лица, как правило, вывозят опасные отходы на необорудованные свалки. В Республике Саха (Якутия) существует всего пять организаций, специализирующихся на сборе и обезвреживании ртутьсодержащих ламп и приборов (в г. Якутске, г. Мирном, г. Алдане). Отсутствуют пункты сбора и переработки таких отходов на местах.


Неосведомленность и низкая культура населения и юридических лиц в вопросах обращения с отходами, отсутствие жестких мер контроля за деятельностью по обращению с отходами способствует ежегодному образованию и росту числа несанкционированных мест размещения отходов. Ежегодно инспекциями охраны природы на территории Республики Саха (Якутия) выявляется свыше 300 несанкционированных свалок мусора. В 2016 году выявлено 343 свалки на территории общей площадью 80,3 га.


Преобладание накопления и захоронения отходов над их переработкой и утилизацией ведет к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье человека, включая:


загрязнение земель, воздуха и верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, химикатами, тяжелыми металлами, содержащимися в фильтрате в местах санкционированного и несанкционированного размещения отходов;


выделение больших объемов биогаза в атмосферу, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения отходов;


негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление);


захламление земель отходами.


Безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства товаров.


По итогам анализа текущей ситуации в области обращения с отходами производства и потребления можно выделить следующие основные проблемы, характерные для Республики Саха (Якутия):


отсутствие единой системы сбора и учета отходов и контроля за деятельностью по обращению с отходами;