Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет - 37 799,9 км, в том числе с твердым покрытием 11 760,9 км. Автомобильные дороги федерального значения - 3 581,2 км, в том числе с твердым покрытием - 3 312,9 км, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - 12 509,9 км, в том числе с твердым покрытием - 3 474,5 км, а также автомобильных дорог местного значения - 21 708,9 км, в том числе с твердым покрытием - 4 973,4 км.
Железнодорожный транспорт на территории Республики Саха (Якутия) представлен 130 километровым участком Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" от границы республики до ст. Нерюнгри-грузовая и введенным во временную эксплуатацию в 2004 году участком железной дороги Беркакит - Томмот (359,6 км) АО АК "Железные дороги Якутии".
Участок включает в себя 41 инфраструктурный объект, в том числе 14 раздельных пунктов, 2 грузовых двора, локомотивное депо на ст. Алдан, 13 перегонов однопутного главного пути, оборудованных электрожезловой системой связи и ключевой зависимостью стрелок и сигналов, железнодорожные вокзалы в г. Томмот и г. Алдан.
Плотность наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2017 году на 10 тыс. кв. км территории составила: железных дорог общего пользования - 1,7 км против 13,7 км по Дальневосточному федеральному округу и 50 км по Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км - 3,8 км (82 место среди субъектов Российской Федерации) против 9,5 км и 62 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно.
90% автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют сезонные дороги (автозимники) и с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью (грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени 248 населенных пунктов республики из 641 не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия) содержание сезонных автомобильных дорог (автозимников) в связи с высокой затратностью дорожной деятельности требует государственной поддержки организаций, осуществляющих содержание дорог общего пользования республиканского и межмуниципального значения в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия). От состояния сезонных автомобильных дорог зависит завоз жизнеобеспечивающих грузов в отдаленные и труднодоступные населенные пункты северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) в зимний период.
(абзац введен Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19.09.2019 N 747)
В целях обеспечения жизнедеятельности населения арктических районов республики, а также стабильного функционирования дорожной сети в северных и арктических районах (улусах) Республики Саха (Якутия), необходим надлежащий уровень содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Саха (Якутия). С учетом высокой затратности дорожной деятельности по обеспечению бесперебойного функционирования сезонных автодорог в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) требуется оказание государственной поддержки организаций, обеспечивающих масштабные работы по реализации мероприятий, предусмотренных Планом дорожных работ.
(абзац введен Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19.09.2019 N 747)
В результате более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь около 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 40%. Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,7 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 10,9 тысяч километров, из них обеспечены гарантированными глубинами - 9,2 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).
Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75 - 80 суток на морских участках (с 15 мая по 10 октября и с 20 июля по 30 сентября соответственно).
При этом начало и окончание навигации в Ленском бассейне имеют непредсказуемый характер и напрямую зависят от времени вскрытия льдов, продолжительности паводка и водности рек, а также от сохранения кризисных гидрометеорологических явлений, выражающихся в аномальной маловодности, что, по мнению экспертов, может продлиться до 2030 года.