Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" (с изменениями на 26 декабря 2019 года)



Обеспечение доступности тарифов на электрическую энергию на всей территории Республики Саха (Якутия)


В связи с высоким уровнем экономически обоснованного тарифа в зоне локальной энергетики и сравнительно низким уровнем себестоимости генерации электроэнергии на зоне централизованного энергоснабжения в республике до 2017 года действовал механизм перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию: затраты на содержание локальной энергетики включались в расчет тарифов для промышленных потребителей всей республики.


Наличие высоких тарифов на электроэнергию приводило к отказу новых потребителей от централизованного энергоснабжения и переходу на автономные энергоисточники на газовом топливе при значительном избытке мощности энергоисточников якутской энергосистемы.


Особенность электроэнергетики республики (наличие перекрестного субсидирования) препятствует совершенствованию промышленной отрасли, привлечению новых инвесторов и формированию благоприятного макроэкономического климата.


В целях реализации первоочередных мероприятий по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа приняты соответствующие нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, позволяющие применить механизмы выравнивания тарифов до базового уровня на территории Республики Саха (Якутия), за счет надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности). Саккумулированные за счет данной надбавки средства перечисляются как безвозмездные целевые взносы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) субъектом оптового рынка - ПАО "РусГидро" с дальнейшим направлением поставщикам электроэнергии в качестве субсидии на выравнивание разницы между базовым тарифом и экономически обоснованным.


Объем средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемый в целях достижения базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию мощность, регулируется федеральным законодательством и определяется отдельными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Снижение тарифов на электрическую энергию и коммунальных услуг для юридических лиц.

2. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) и привлечение новых потребителей электрической энергии.

3. Снижение себестоимости товаров и услуг, производимых на территории Республики Саха (Якутия)

Повышение тарифов на электроэнергию для потребителей ценовых зон оптового рынка электроэнергии (Европейской части России и Сибири)

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Увеличение рынка сбыта электроэнергии за счет присоединения крупных промышленных потребителей.

2. Снижение экономически обоснованного тарифа

1. Неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года


SWOT-анализ выявил сильные стороны обеспечения доступности тарифов на электрическую энергию, на которые следует делать особый упор. Реализация данных мероприятий позволит добиться мультипликативного эффекта, благотворно подействует в целом на экономику, улучшит качество жизни населения, приведет к повышению инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) и привлечению новых потребителей электрической энергии.


Основными проблемами являются:


1. Повышение тарифов на электроэнергию для потребителей ценовых зон оптового рынка электроэнергии (Европейской части России и Сибири).


2. Неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года.


Основной проблемой из указанных выше является неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года, ведь федеральными нормативно-правовыми актами предусматривается реализация снижения энерготарифов на территории Дальневосточного федерального округа на трехлетний период.