В связи с высоким уровнем экономически обоснованного тарифа в зоне локальной энергетики и сравнительно низким уровнем себестоимости генерации электроэнергии на зоне централизованного энергоснабжения в республике до 2017 года действовал механизм перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию: затраты на содержание локальной энергетики включались в расчет тарифов для промышленных потребителей всей республики.
Наличие высоких тарифов на электроэнергию приводило к отказу новых потребителей от централизованного энергоснабжения и переходу на автономные энергоисточники на газовом топливе при значительном избытке мощности энергоисточников якутской энергосистемы.
Особенность электроэнергетики республики (наличие перекрестного субсидирования) препятствует совершенствованию промышленной отрасли, привлечению новых инвесторов и формированию благоприятного макроэкономического климата.
В целях реализации первоочередных мероприятий по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа приняты соответствующие нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, позволяющие применить механизмы выравнивания тарифов до базового уровня на территории Республики Саха (Якутия), за счет надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности). Саккумулированные за счет данной надбавки средства перечисляются как безвозмездные целевые взносы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) субъектом оптового рынка - ПАО "РусГидро" с дальнейшим направлением поставщикам электроэнергии в качестве субсидии на выравнивание разницы между базовым тарифом и экономически обоснованным.
Объем средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемый в целях достижения базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию мощность, регулируется федеральным законодательством и определяется отдельными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Снижение тарифов на электрическую энергию и коммунальных услуг для юридических лиц. 2. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) и привлечение новых потребителей электрической энергии. 3. Снижение себестоимости товаров и услуг, производимых на территории Республики Саха (Якутия) | Повышение тарифов на электроэнергию для потребителей ценовых зон оптового рынка электроэнергии (Европейской части России и Сибири) |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Увеличение рынка сбыта электроэнергии за счет присоединения крупных промышленных потребителей. 2. Снижение экономически обоснованного тарифа | 1. Неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года |
SWOT-анализ выявил сильные стороны обеспечения доступности тарифов на электрическую энергию, на которые следует делать особый упор. Реализация данных мероприятий позволит добиться мультипликативного эффекта, благотворно подействует в целом на экономику, улучшит качество жизни населения, приведет к повышению инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) и привлечению новых потребителей электрической энергии.
Основными проблемами являются:
1. Повышение тарифов на электроэнергию для потребителей ценовых зон оптового рынка электроэнергии (Европейской части России и Сибири).
2. Неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года.
Основной проблемой из указанных выше является неопределенность источников выравнивания тарифов на электрическую энергию после 2019 года, ведь федеральными нормативно-правовыми актами предусматривается реализация снижения энерготарифов на территории Дальневосточного федерального округа на трехлетний период.