в тыс. чел.
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Динамика, 2011/2010 | Динамика, 2012/2011 | Динамика, 2013/2012 | Динамика, 2014/2013 | Динамика, 2015/2014 | Динамика, 2016/2015 |
1 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Численность региональной категории льготников | 101,4 | 101,8 | 108,1 | 110,1 | 110,9 | 114,4 | 117,2 | + 0,4 | + 6,3 | + 2,0 | + 0,8 | + 3,5 | +2,8 |
Численность федеральной категории льготников | 51,3 | 52,1 | 53,2 | 53,8 | 54,2 | 53,6 | 53,7 | + 0,8 | + 1,1 | + 0,6 | + 0,4 | - 0,6 | +0,1 |
Численность получателей мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | - 0,1 | - 0,2 | 0,0 | - 0,1 | - 0,2 | -0,1 |
Численность детей - получателей ежемесячных пособий | 122,5 | 127,3 | 110,8 | 107,8 | 97,0 | 102,4 | 108,0 | + 4,8 | - 16,5 | - 3,0 | -10,8 | + 5,4 | +5,6 |
Численность получателей социальных пособий и дополнительных социальных выплат | 52,5 | 49,2 | 43,9 | 41,4 | 38,3 | 35,2 | 31,7 | - 3,3 | - 5,3 | - 2,5 | -3,1 | - 3,1 | -3,5 |
Введение разнообразных мер поддержки семей с детьми, в том числе учреждение материнского (семейного) капитала, стало катализатором роста рождаемости. Это позволило увеличить долю рождений высокой очередности. Так, за 2011 - 2016 г.г. число детей, родившихся 3-ми и более по порядку рождения, увеличилось с 3 889 детей (23,7% к общему числу родившихся) до 4 866 детей (31,7% к общему числу родившихся). За 2010 - 2016 г.г. суммарный коэффициент рождаемости населения увеличился с 1,998 до 2,090.
Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с детьми, принимаются дополнительные меры поддержки семей с низким уровнем доходов. Сегодня в полном объеме реализуются меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и малоимущих семей.
В 2016 году в целях создания условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности и сохранения социальной стабильности в обществе, в условиях сложной экономической ситуации введена дополнительная государственная социальная помощь в виде единовременного социального пособия малоимущим семьям с детьми и предоставлена единовременная выплата за счет средств республиканского материнского капитала "Семья" в размере 15 000 рублей в случае, если право на республиканский материнский капитал "Семья" возникло по 31 декабря 2016 года включительно. Впервые при оказании социальной помощи была применена оценка материального и имущественного положения семьи.
Повышение эффективности системы социальной поддержки населения требует перехода к активной политике, стимулирующей усилия семьи для обеспечения самостоятельного источника доходов населения и постепенного выхода из состояния бедности.
Предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта имеет особую значимость в улучшении благосостояния наименее социально защищенных групп населения.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 N 1857 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Республике Саха (Якутия)" является стратегическим документом, определяющим основные направления социальной политики в отношении поддержки нуждающимся категориям граждан и предусматривает обеспечение участия органов местного самоуправления на уровне поселений в принятии решений по определению граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, для оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах предоставляется в виде ежемесячной или единовременной денежной выплаты и может быть направлена на поддержку семейной экономики и развитие личного подсобного хозяйства, реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей и т.д.
В целях повышения уровня и качества жизни неработающих пенсионеров с 2010 года введен новый вид государственной социальной помощи - социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Региональная социальная доплата назначается неработающим пенсионерам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, получающим пенсию в Республике Саха (Якутия), общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Саха (Якутия).
Установление доплаты к пенсии способствует доведению до величины прожиточного минимума материального обеспечения неработающих пенсионеров, что положительно сказывается на социальной поддержке данной категории населения, повышает уровень и качество жизни отдельных пенсионеров. Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия).
В результате приведения системы социальной защиты граждан в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) как исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) реализовывает следующие федеральные полномочия:
1) выплата государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами);