Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" (с изменениями на 28 декабря 2019 года)



Раздел 1. Характеристика текущего состояния


В 2015 - 2016 годах рынок труда Республики Саха (Якутия) находился под влиянием финансово-экономического кризиса, проявившегося в 2014 году и выразившегося в форме ухудшения основных экономических показателей в реальном секторе экономики: спад промышленного производства, волна сокращений рабочих мест, рост численности безработных, угроза массовых увольнений, уменьшение числа заявленных в органы службы занятости населения вакансий.


Фактические объемы увольнений в 2015 году составили 4 тыс. работников в 961 организациях, в 2016 году - 5 тыс. работников в 920 организациях. Наибольшее число увольнений приходится на такие виды экономической деятельности как государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, образование, добыча полезных ископаемых, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь.


Принятые Правительством Республики Саха (Якутия) меры, а также реализуемые мероприятия федеральных, республиканских программ оказали положительное влияние на развитие экономики республики, обеспечение дальнейшей непрерывной работы предприятий и занятости населения.


Мероприятия активной политики занятости в этот период были направлены на принятие дополнительных мер по снижению негативных последствий возможных увольнений работников, улучшение перспектив занятости, в первую очередь за счет профессионального обучения безработных граждан, опережающего обучения работников предприятий, стажировки молодых специалистов, развития самозанятости.


Численность рабочей силы в 2016 году составила 489,7 тыс. человек (51,0% общей численности населения) и за последние 2 года уменьшилась на 2,6%, в том числе доля занятых в экономике - на 2,4%. Несмотря на положительный миграционный прирост, демографическая ситуация, сложившаяся в постперестроечный период, негативно отражается на рынке труда: доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 59,6% в 2016 году до 58% - в 2022 году. В то же время ухудшится возрастная структура населения - коэффициент демографической нагрузки (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных) к началу 2022 года составит 782 против 678 в 2016 году.


Уровень занятости населения снизился с 65,6 процентов (в 2015 году) до 64,4 процентов (в 2016 году). Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее также - по МОТ), снизилась с 2015 года на 5,4 процента и составила в 2016 году 34 732 человека. При этом уровень общей безработицы по МОТ сократился на 0,1 процентного пункта и составил 7,2 процента. В целом с 2011 года в республике сохраняется тенденция снижения уровня общей безработицы.


Численность зарегистрированных безработных по республике в среднегодовом исчислении увеличилась с 8986 человек (в 2015 году) до 10 829 человек (в 2016 году) или на 20,5 процента. Уровень зарегистрированной безработицы увеличился с 2,1 процента (на 1 января 2016 года) до 2,4 процента (на 1 января 2017 года).


Коэффициент напряженности на рынке труда, рассчитанный как отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, к числу вакансий, заявленных работодателями, на 1 января 2017 года увеличился до 2 единиц (на 1 января 2016 года - 1,5).


Следует отметить, что несмотря на наличие благоприятных тенденций на рынке труда, уровень общей безработицы по МОТ остается достаточно высоким. На рынке труда существует ряд проблем, и государственные услуги, оказываемые органами службы занятости населения, по-прежнему востребованы жителями республики.


В ходе анализа положения на рынке труда республики отмечается, что продолжают сохранять остроту следующие проблемы:


уменьшение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста;


снижение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;


дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы, ее продолжительности, коэффициенту напряженности на рынке труда;


несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;