ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 4 декабря 2017 года N 2260
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА НА 2018-2022 ГОДЫ"
(в редакции Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 21.11.2018 N 184, от 18.02.2019 N 369, от 10.06.2019 N 583, от 18.09.2019 N 743, от 31.12.2019 N 967)
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы".
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2012 г. N 1279 "О внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Саха (Якутия) ";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2013 г. N 1944 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Государственная поддержка завоза грузов в Республику Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. N 2435 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Государственная поддержка завоза грузов в Республику Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2014 г. N 2816 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2015 г. N 648 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2016 г. N 1457 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 985 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2018 года.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 4 декабря 2017 г. N 2260
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2018 - 2022 ГОДЫ"
(в редакции Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 21.11.2018 N 184, от 18.02.2019 N 369, от 18.09.2019 N 743)
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы | |||||||
Ответственный исполнитель Программы | Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) | |||||||
Соисполнители Программы | - | |||||||
Участники Программы | Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) | |||||||
(в ред. Указов Главы РС(Я) от 21.11.2018 N 184, от 10.06.2019 N 583) | ||||||||
Подпрограммы Программы | Обеспечивающая подпрограмма; Подпрограмма N 1. Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия) ; Подпрограмма N 2. Завоз жизнеобеспечивающих грузов в Республику Саха (Якутия) | |||||||
Цели Программы | Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания, организация и координация стабильного обеспечения завоза грузов для нужд населения Республики Саха (Якутия) | |||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | ||||||||
Задачи Программы | 1. Обеспечение реализации государственной политики в сфере обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации завоза материально-технических ресурсов, потребительских товаров и управления текущими запасами и резервами. 2. Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания. 3. Содержание и восполнение республиканского резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне. 4. Гарантированная и своевременная доставка грузов в районы с ограниченными сроками завоза грузов с наименьшими затратами и с применением новых подходов к организации доставки. 5. - 6. Утратили силу. - Указ Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583. | |||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | ||||||||
Целевые показатели (индикаторы) Программы | Наименование показателя (индикатора) подпрограммы | Единица измерения | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Средняя величина индивидуального риска при пожарах и чрезвычайных ситуациях | чел. | 13,22*10-4 | 11,75*10-4 | 11,0 *10-4 | 10,93*10-4 | 10,41*10-4 | ||
Обеспечение безопасности населения путем гарантированного завоза грузов | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | ||||||||
Выполнение плановых объемов гарантированного и своевременного завоза грузов (продукции) для жизнеобеспечения населенных пунктов Республики Саха (Якутия) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
(введено Указом Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | ||||||||
Сроки реализации Программы | 2018 - 2022 годы | |||||||
Объем финансового обеспечения Программы | Объем финансового обеспечения Программы - 14 793 227,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 3 305 328,0 тыс. руб.; 2019 год - 3 505 862,0 тыс. руб.; 2020 год - 2 774 061,0 тыс. руб.; 2021 год - 2 721 844,0 тыс. руб.; 2022 год - 2 486 132,0 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 14 793 227,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 3 305 328,0 тыс. руб.; 2019 год - 3 505 862,0 тыс. руб.; 2020 год - 2 774 061,0 тыс. руб.; 2021 год - 2 721 844,0 тыс. руб.; 2022 год - 2 486 132,0 тыс. руб. б) за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. в) за счет средств муниципального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. г) за счет внебюджетных средств - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. | |||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 18.09.2019 N 743) | ||||||||
Ожидаемые результаты Программы | Снижение средней величины индивидуального риска при пожарах и чрезвычайных ситуациях к 2022 году - 10,41*10-4; обеспечение безопасности населения путем гарантированного завоза грузов |
Паспорт обеспечивающей подпрограммы
Наименование подпрограммы | Обеспечивающая подпрограмма государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) | Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы | - |
Цель подпрограммы | Обеспечение реализации государственной политики в сфере обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации завоза материально-технических ресурсов, потребительских товаров и управления текущими запасами и резервами |
Задачи подпрограммы | Ресурсное (материальное) обеспечение деятельности Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | - |
Сроки реализации Подпрограммы | 2018 - 2022 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы | Объемы финансового обеспечения подпрограммы - 314 993,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 62 245,0 тыс. руб.; 2019 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2020 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2021 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2022 год - 63 187,0 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 314 993,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 62 245,0 тыс. руб.; 2019 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2020 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2021 год - 63 187,0 тыс. руб.; 2022 год - 63 187,0 тыс. руб. |
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 21.11.2018 N 184) |
Паспорт подпрограммы N 1 "Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы"
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583)
Наименование подпрограммы | Обеспечение пожарной безопасности, защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона в Республике Саха (Якутия) | ||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы) | Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) | ||||||
Участники подпрограммы | Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) | ||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 21.11.2018 N 184) | |||||||
Цели подпрограммы | Устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания | ||||||
Задачи подпрограммы | 1. Повышение готовности сил и средств противопожарной службы путем развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы. 2. Устойчивое усиление роли общественных объединений добровольной пожарной охраны в Республике Саха (Якутия). 3. Повышение готовности сил и средств аварийно-спасательной службы путем развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы и информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для предотвращения чрезвычайных ситуаций. 4. Повышение готовности сил и средств в области гражданской обороны. 5. Управление республиканским резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 6. Обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения в Республике Саха (Якутия) | ||||||
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | Наименование показателя (индикатора) подпрограммы | Единица измерения | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Количество населения, пострадавшего в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущим годом | %, не более | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Сроки реализации подпрограммы | 2018 - 2022 годы | ||||||
Объем финансового обеспечения подпрограммы | Объем финансового обеспечения подпрограммы - 13 438 498,1 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 2 904 529,0 тыс. руб.; 2019 год - 3 198 723,0 тыс. руб.; 2020 год - 2 476 922,1 тыс. руб.; 2021 год - 2 435 378,0 тыс. руб.; 2022 год - 2 422 945,0 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 13 438 498,1 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 2 904 529,0 тыс. руб.; 2019 год - 3 198 724,0 тыс. руб.; 2020 год - 2 476 922,1 тыс. руб.; 2021 год - 2 435 378,0 тыс. руб.; 2022 год - 2 422 945,0 тыс. руб. б) за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. в) за счет средств муниципального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. г) за счет внебюджетных средств - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,00 тыс. руб.; 2019 год - 0,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб. | ||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 18.09.2019 N 743) | |||||||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Количество населения, пострадавшего в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций, по сравнению с предыдущим годом к 2022 году - не более 100% |
Паспорт подпрограммы N 2 "Завоз жизнеобеспечивающих грузов в Республику Саха (Якутия) "
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583)
Наименование подпрограммы | Завоз жизнеобеспечивающих грузов в Республику Саха (Якутия) | ||||||
Ответственный исполнитель подпрограммы | Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) | ||||||
Участники подпрограммы | - | ||||||
Цель подпрограммы | Гарантированный и своевременный завоз грузов (продукции) в районы с ограниченными сроками завоза | ||||||
Задачи подпрограммы | 1. Государственная поддержка завоза жизнеобеспечивающих грузов. 2. Хранение неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов Республики Саха (Якутия). 3. Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства. 4. Развитие современной инфраструктуры оптово-розничной торговли | ||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | |||||||
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | Наименование показателя (индикатора) подпрограммы | Единица измерения | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Выполнение плановых объемов по завозу социально значимых продовольственных товаров | не менее % | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | |||||||
Сокращение доли хранения неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов | % | - | 20 | 40 | 80 | 100 | |
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) | |||||||
Мероприятие по расширению емкостного парка нефтебазового хозяйства, отвечающего нормам и требованиям промышленной, экологической и пожарной безопасности | объект | - | - | - | 1 | - | |
Строительство складских помещений с магазином | объект | - | - | - | - | 1 | |
Сроки реализации подпрограммы | 2018 - 2022 г.г. | ||||||
Объем финансового обеспечения подпрограммы | Объем финансового обеспечения подпрограммы - 1 373 644,5 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 338 554,1 тыс. руб.; 2019 год - 243 951,9 тыс. руб.; 2020 год - 233 951,9 тыс. руб.; 2021 год - 223 279,0 тыс. руб.; 2022 год - 333 907,6 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 373 644,5 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 338 554,1 тыс. руб.; 2019 год - 243 951,9 тыс. руб.; 2020 год - 233 951,9 тыс. руб.; 2021 год - 223 279,0 тыс. руб.; 2022 год - 333 907,6 тыс. руб. | ||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 18.02.2019 N 369) | |||||||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | 1. Выполнение плановых объемов по завозу социально значимых продовольственных товаров, 100%. 2. Утратил силу. - Указ Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583. 3. Завершение мероприятия по разработке ПСД по расширению емкостного парка нефтебазового хозяйства, 1 объект к 2021 году. 4. Завершение строительства складских помещений с магазинами, 1 объект к 2022 году | ||||||
(в ред. Указа Главы РС(Я) от 10.06.2019 N 583) |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ
Территориально-климатические и транспортно-логистические особенности Якутии обуславливают отрицательное влияние на комфортное и безопасное пространство проживания и необходимость повышения уровня безопасности населения от негативных факторов - угроз природного, техногенного характера, риска осложнения схемы завоза товаров (продукции) в труднодоступные, удаленные населенные пункты республики.
Угрозы природного, техногенного характера.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, своевременное и полное обеспечение мероприятий по гражданской обороне являются одной из важнейших функций государства.
За 2012 - 2016 годы на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрирован 6 141 пожар с прямым материальным ущербом более 235 млн рублей. В результате пожаров погибло 350 человек, в том числе детей - 41, и травмировано 400 человек.
Несмотря на принимаемые меры, основными проблемными вопросами пожарной безопасности являются:
значительное удаление большинства населенных пунктов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, от мест дислокации подразделений государственной противопожарной службы и отсутствие транспортного сообщения между населенными пунктами в межсезонье и летний период;
неудовлетворительное техническое состояние объектов размещения подразделений государственной противопожарной службы республики;
недостаточное количество специальной пожарной техники (для спасения людей с высот (автолестницы), пожарные насосные станции, пожарные автоцистерны типа "Натиск" и пр.) ;
недостаточный уровень противопожарной защищенности населенных пунктов и объектов жилищного фонда.
За 2011 - 2016 годы подразделения аварийно-спасательной службы Республики Саха (Якутия) произвели 8 552 выезда и спасли 2 173 человека.
Невозможно обеспечить такую плотность аварийно-спасательных сил, которая позволяла бы прикрыть 3,1 млн кв. км территории Республики Саха (Якутия).
Практический опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) показывает, что основой успеха проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ является минимально короткое время, в которое операция спланирована и начала осуществляться.
С учетом специфических условий ведения АСДНР на территории Республики Саха (Якутия) обоснованным и эффективным будет являться создание межрайонных поисково-спасательных отрядов.
Немаловажную роль при проведении АСДНР играет обеспеченность аварийно-спасательных формирований современными образцами поисково-спасательного снаряжения, оборудования и техники, а также создание комфортных условий в местах постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований.
Сфера защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций характеризуется следующими факторами:
вне нормативного времени прибытия сил спасения находится до 2/3 территории Республики Саха (Якутия) с численностью населения свыше 135 тыс. человек;
в связи с отдаленностью от зоны поиска аварийно-спасательные работы ведутся с применением авиации;
места постоянного размещения подразделений спасателей требуют строительства, реконструкции и ремонта;
низкий уровень оснащенности поисково-спасательным снаряжением, оборудованием спасателей.
Одной из главных задач в комплексе мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей является задача своевременного и гарантированного доведения до каждого человека при угрозе возникновения и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций сигналов и экстренной информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Требуется реализация мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Республики Саха (Якутия).
Как показала практика, в т.ч. в других субъектах Российской Федерации, отсутствие комплексной работы по оперативному доведению информации об угрозах чрезвычайных ситуаций приводит к человеческим жертвам и тяжелым материальным потерям.
Риск осложнения схемы завоза товаров (продукции) в труднодоступные, удаленные населенные пункты республики.
Республика Саха (Якутия), являясь самым крупным по площади и одним из самых богатых по минерально-сырьевым ресурсам субъектом Российской Федерации, испытывает сложности с обеспечением жизнеобеспечивающих грузов в арктические и северные улусы.
Ежегодно одним из самых важных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами является северный завоз.
Северный завоз - это комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона.
Большая часть грузопотока приходится на водный транспорт, который является наиболее оптимальным исходя из природных, климатических и географических условий Якутии. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (основная магистральная река Лена с притоками Вилюй и Алдан, арктические реки Анабар, Яна, Индигирка и Колыма). Также в арктические районы республики грузы доставляются Северным морским путем в основном с Мурманска, Архангельска и Владивостока.
Основными проблемами Северного завоза, в частности для Республики Саха (Якутия), являются сложные природно-климатические условия, огромная территория и отсутствие инфраструктуры в большинстве районов республики. Климат резко континентальный, отличается продолжительными зимними и коротким летним периодами. В резко континентальном климате республики амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов (от +40 градусов летом до -60 градусов зимой). Продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в арктической зоне - круглогодичная.
Транспортное обеспечение арктической зоны Якутии осуществляется предприятиями водного, автомобильного и воздушного транспорта. Это один из наиболее сложных для эксплуатации регионов: помимо экстремальных и изменчивых метеоусловий, не позволяющих обеспечить регулярность и стабильность перевозок, деятельность транспорта ограничивают проблемы иного характера: несовпадение сроков действия речных и морских навигаций, большие расстояния перевозок, длительное пребывание грузов в пути с перевалками, увеличивающими расходы по завозу грузов (перевозка, хранение, переработка и т.д.).
Проблемы, оказывающие влияние на функционирование предприятий транспорта, работающих в арктической зоне республики, можно условно разделить на три группы:
организационные (несовершенство системы завоза грузов и транспортного обслуживания) ;
экономические (высокая стоимость эксплуатационных расходов, низкая рентабельность предприятий транспорта) ;
технологические (моральный и физический износ транспортных средств).
Жизнедеятельность населения и объектов производственной инфраструктуры во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспорта, обеспечивающего доставку топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и грузов производственно-технического назначения.
Водный транспорт является основным и безальтернативным в обеспечении завоза грузов в арктическую зону Якутии. Протяженность судоходных водных путей в Республике Саха (Якутия) составляет более 20 000 км, что сказывается на эксплуатационных показателях деятельности предприятий водного транспорта. На деятельность водного транспорта в арктической зоне республики помимо короткого навигационного периода влияют быстрая изменчивость погоды, необходимость ледокольной проводки судов, сильная зависимость от своевременности проведения дноуглубительных и путевых работ на арктических реках, а также необходимость своевременного накопления грузов и подготовки судов.
Строительство наземных транспортных коммуникаций в условиях Арктики требует больших капитальных затрат с последующими вложениями в восстановительно-укрепительные работы, поэтому 1/3 часть всех автодорог республики - автозимники. Существующее состояние и уровень развития автодорог Якутии значительно отстают от современных требований в связи с их сезонностью действия и изолированностью, также содержание автозимников требует значительных затрат по обустройству и содержанию автомобильных дорог.
Многие населенные пункты в арктических районах изолированы, отсутствуют дороги между поселениями внутри районов, расстояния от районных центров до населенных пунктов достигают 1000 км. При перевозке по автозимникам (замерзшим руслам рек) существуют ограничения по грузоподъемности транспортных средств.
Государственная поддержка завоза продукции в труднодоступные и отдаленные населенные пункты определена рядом нормативных правовых актов, которыми установлены правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов и направлены на гарантированное обеспечение населения товарами и услугами. В них утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров, необходимых для жизнедеятельности населения, определен комплекс мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов.
Еще одной проблемой является отсутствие в федеральном законодательстве нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия и взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, механизмов финансирования, прав и обязанностей сторон, распределения обязанностей между федеральным центром, регионами и юридическими лицами для обеспечения завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
В федеральном законодательстве в перечень расходных обязательств не входят расходы, непосредственно связанные с осуществлением завоза жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов.
Складывающаяся ситуация указывает на невозможность решения данных проблем на региональном уровне как в сфере выстраивания оптимальных транспортных схем и модернизации соответствующих транспортных средств, так и в части проведения системных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования завозимой продукции производственно-технического назначения.
Отсутствует централизованная система планирования северного завоза на федеральном уровне, обеспечивающая скоординированную доставку грузов и продукции на основании заранее спрогнозированных потребностей регионов.