Определения, используемые в государственной программе, применяются в значениях, приведенных в приложении N 1 к государственной программе.
Благоустройство территорий муниципального образования, в том числе общественных и дворовых территорий, является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, улицы.
Комфортность проживания в многоквартирном доме (далее - МКД) определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения малых архитектурных форм, организации детских и спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для отдыха взрослых, устройства хозяйственно-бытовых площадок, площадок для индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора. Жилье не может считаться комфортным, если окружение не благоустроено.
Без благоустройства дворовых территорий благоустройство муниципального образования не может носить комплексного характера и эффективно влиять на повышение качества жизни населения.
Главными проблемами являются:
недостаточное бюджетное финансирование благоустройства и озеленения населенных пунктов;
неудовлетворительное состояние асфальтобетонного покрытия на придомовых и общественных территориях;
недостаточная обеспеченность жилой среды элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, освещение, объекты, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными возможностями);
неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений.
Благоустройство должно обеспечивать интересы пользователей каждого участка жилой и общественной территории. Еще одно важное условие формирования жилой и общественной среды - ее адаптация к требованиям инвалидов и физически ослабленных лиц. При освещении улиц, площадей, скверов, парков и других объектов благоустройства муниципальных образований необходимо внедрение энергосберегающих технологий.
На 1 января 2023 года в Оренбургской области насчитывается 130 муниципальных образований с численностью населения свыше 1000 человек. На территориях указанных муниципальных образований расположено 620 общественных территорий и 9038 МКД, образующих 6296 дворовых территорий.
По итогам ведомственного мониторинга сферы благоустройства муниципальных образований доля благоустроенных муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, набережные, другое) составила 67,0 процента от общего количества таких территорий; доля благоустроенных дворовых территорий МКД составила 42,8 процента от общего количества дворовых территорий МКД.
Анализ существующего состояния благоустройства общественных и дворовых территорий показал, что уровень их комфортности не отвечает современным требованиям. В то же время работа по благоустройству городских округов и сельских населенных пунктов приобрела комплексный и постоянный характер.
Перечни дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в течение 2023 - 2030 годов, формируются муниципальными образованиями на основании проведенной инвентаризации и утверждаются в муниципальных программах формирования современной городской среды на 2023 - 2030 годы (далее - муниципальные программы). Инвентаризация уровня благоустройства территорий населенных пунктов с составлением паспортов благоустройства осуществляется в соответствии с положением о проведении инвентаризации дворовых и общественных территорий, территорий, находящихся в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения на территориях муниципальных образований (приложение N 2 к государственной программе).