Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ (с изменениями на: 28.12.2017)

Таблица N 1


 Динамика показателей государственного долга

N п/п

Показатель

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

23,1

39,9

73,9

119,2

136,3

145,3

2

Долговая нагрузка, % <*>

27,6

39,3

58,5

90,4

92,7

98,6

3

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

0,4

1,4

0,98

3,9

6,2

5,9

     ________________

<1> Отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году была проведена реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным в 2010 - 2011 годах для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и в 2013 - 2014 годах для финансового обеспечения мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности, и начисленным процентам на общую сумму 16,1 млрд. рублей. Возврат задолженности предусмотрен в период с 2025 года по 2034 год включительно.

С учетом ранее проведенной в 2012 году реструктуризации задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам общий объем реструктурированных обязательств со сроками уплаты с 2023 года по 2034 год составил 53,4 млрд. рублей (более 36% общего объема государственного долга). По всем реструктурированным обязательствам с 1 января 2015 года установлена плата за пользование средствами федерального бюджета в размере 0,1% годовых. Проведение реструктуризации имеет долгосрочный эффект, выражающийся в снижении нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств Краснодарского края, уменьшении стоимости заимствований.

В целях сдерживания роста общего объема государственного долга и уменьшения бюджетных рисков начиная с 2014 года государственные гарантии Краснодарского края (далее - государственные гарантии, государственная гарантия) не предоставлялись.

С 2015 года в Краснодарском крае реализуются мероприятия, направленные на сокращение потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета. По итогам 2015 года объем государственного долга составил 145,3 млрд. рублей. Прирост объема государственного долга за 2015 год - 9,0 млрд. рублей, что существенно ниже его прироста в предшествующие периоды.

В 2016 году продолжена реализация мер по снижению абсолютного и относительного роста объема государственного долга. По условиям соглашения о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края от 20 мая 2016 года N 01-01-06/06-88 объем государственного долга на 1 января 2017 года не должен превышать 152,4 млрд. рублей. Верхний предел государственного долга на 1 января 2017 года - 151,3 млрд. рублей, что не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и соответствует условиям вышеуказанного соглашения. Прирост объема государственного долга в 2016 году ожидается в сумме не более 6,0 млрд. рублей, что ниже сложившегося по итогам 2015 года.

В 2016 году, так же как и в 2014 - 2015 годах, заимствования осуществлялись в условиях более высокой стоимости ресурсов, привлекаемых с финансовых рынков. В целях сдерживания темпов роста расходов на обслуживание государственного долга постоянно проводился мониторинг ставок кредитования, оптимизировались сроки пользования заемными средствами и их привлечения в течение финансового года. Кроме того, в 2016 году в целях увеличения количества участников аукционов по закупке финансовых услуг по предоставлению кредитов Краснодарскому краю были установлены различные сроки заимствований - от 1 года до 5 лет. Привлечение большего числа кредитных организаций способствовало снижению процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам на 1 - 2 процентных пункта. Экономия по расходам на обслуживание государственного долга с начала 2016 года составила более 349,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 декабря 2016 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, составила 45,1%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 43,9%, государственных гарантий - 7,4%, государственных ценных бумаг Краснодарского края (далее - государственные ценные бумаги) - 3,6%. Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований. Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.