Действующий

Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан (с изменениями на 10 октября 2023 года)



9.3.4. Выбор способов сбора ТКО (селективный и/или валовый). Существующее положение и перспективы


Одной из основных задач, решаемых Территориальной схемой, является снижение количества захораниваемых ТКО. Первичное разделение ТКО с их последующей утилизацией способствуют сохранению природно-ресурсного потенциала и качества окружающей среды.


Накопленный некоторыми субъектами Российской Федерации опыт организации раздельного накопления и сбора ТКО незначителен и чаще отрицательный. Основная причина - организационные просчеты, а также низкий уровень бытовой и экологической культуры значительной части населения. Однако альтернативы раздельному сбору ТКО не существует. По этому пути идут почти все развитые страны, некоторые из них добились значительных успехов (Германия, Швеция).


Реализация раздельного накопления и сбора ТКО организационно может оказаться успешной при выполнении следующих условий:


создание развитой производственной инфраструктуры по утилизации вторичных материальных ресурсов;


создание современной инфраструктуры объектов для раздельного накопления и сбора ТКО - усовершенствованных мусорных контейнерных площадок, совмещенных с пунктами приема утильсырья;


создание экономических условий для привлечения инвестиций со стороны малого и среднего бизнеса в утилизацию ТКО (льготы по налогам, зачисляемым в региональный и местные бюджеты, вплоть до налоговых каникул на период развития бизнеса);


информационная поддержка бизнеса со стороны органов местного самоуправления и республиканских органов исполнительной власти.


(в ред. Постановления КМ РТ от 14.07.2023 N 835)


При создании современной инфраструктуры объектов для раздельного накопления и сбора ТКО - усовершенствованных контейнерных площадок, совмещенных с пунктами приема утильсырья, необходимо учитывать, что для населения культура обращения с отходами начинается в первую очередь с пользования этими объектами. С этой целью предлагается объекты раздельного накопления и сбора ТКО проектировать с учетом особых требований к архитектуре и дизайну, искусственному освещению, озеленению.


Внедрение новых принципов обращения с ТКО, включая раздельное накопление и сбор, требует качественного изменения менталитета потребителя. В этом процессе исключительная роль отводится республиканским органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и средствам массовой информации. Атака на экологическое сознание населения должна быть массированной, креативной и продолжительной, что потребует существенных финансовых затрат.


(в ред. Постановления КМ РТ от 14.07.2023 N 835)


Развитие системы раздельного накопления и сбора ТКО неразрывно связано с проблемой востребованности утильных морфологических компонентов на рынке переработчиков отходов. В свою очередь, развитие отходоперерабатывающей инфраструктуры до настоящего времени сдерживалось отсутствием законодательных основ для внедрения института расширенной ответственности производителей за утилизацию утративших потребительские свойства изделий.


Обязательность внедрения раздельного накопления и сбора ТКО устанавливается настоящей Территориальной схемой как императивная норма (требование), позволяющая обеспечить развитие системы раздельного накопления и сбора ТКО для достижения соответствующих целевых показателей, установленных на каждый год реализации Территориальной схемы.


К целевым показателям развития системы раздельного накопления и сбора ТКО относятся: