Обоснование подготовлено с учетом материалов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России" (http://rpn.gov.ru/node/686).
Принимая во внимание последние изменения в законодательстве об отходах, следует признать, что в Республике Татарстан могут быть рассмотрены два сценария дальнейшего развития коммунальной отрасли по обращению с ТКО:
1. Размещение (захоронение) неутилизируемой части ТКО на ММП ТКО и утилизация отходов в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
2. Термическое обезвреживание ТКО (сжигание, пиролиз, газификация) с получением энергии и утилизация неэнергоемких морфологических компонентов в соответствии с перечнем и нормативами утилизации, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Следует учитывать, что предварительная сортировка ТКО с извлечением энергоемких органических компонентов снижает количество вырабатываемой энергии и, соответственно, эффективность термического обезвреживания.
Выполнение субъектами Российской Федерации нормативов утилизации отходов от использования товаров - требование законодательства. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ сжигание отходов соответствует их обезвреживанию и не является утилизацией.
В соответствии же с директивой 75/442/ЕЕС переработка отходов посредством вторичного использования, восстановления или любого другого процесса, предусматривающего извлечение вторичного сырья или использование отходов в качестве источника энергии, является утилизацией.
Таким образом, действующее в Российской Федерации законодательство не создает правовых оснований для выполнения нормативов утилизации ТКО посредством их сжигания с получением энергии.
Тем не менее развитие по направлению преимущественно термического обезвреживания ТКО с получением энергии позволяет наиболее радикальным образом решить проблему, связанную с отчуждением земельных участков под размещение полигонов ТКО, ограничением возможностей для территориального развития городов, а также достигнуть высоких значений по индикатору "доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, процентов". Данный индикатор входит в перечень индикаторов, характеризующих уровень жизни населения.
Экологический эффект от термического обезвреживания ТКО с применением современных технологий характеризуется высокими значениями, поскольку достигается сокращение выбросов парниковых газов от сжигания ископаемого топлива, а отходы применяются повторно.
Использование утильных фракций ТКО для производства новых изделий пока сдерживается низким спросом на них из-за отсутствия развитой системы расширенной ответственности производителей за утилизацию утративших потребительские свойства изделий (механизма поддержки переработчиков отходов), относительно высокой удельной стоимостью переработки.
Требует существенных затрат и создание инфраструктуры по отделению утильных морфологических компонентов от основной массы отходов. Создать такую инфраструктуру можно тремя способами:
модернизация существующих объектов первичного накопления и сбора ТКО (контейнерных площадок) за счет установки контейнеров для раздельного сбора:
создание пунктов приема утильсырья от населения;
строительство современных мусоросортировочных комплексов с сенсорной сортировкой отходов.