Действующий

Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан (с изменениями на 10 октября 2023 года)




Рис. 9.1.6. Инфраструктура обращения с жидкими бытовыми отходами



Внедрение системы двухэтапного вывоза ТКО с использованием мусороперегрузочных станций и мусоровозов повышенной грузоподъемности позволяет:


использовать полигоны ТКО, расположенные на значительном расстоянии от городов, что не препятствует пространственному развитию городов и позволяет решить проблему дефицита земельных ресурсов (площадей для захоронения отходов) вблизи крупных городов ("Переработка отходов производства и потребления", под редакцией д.т.н., проф. Б.Б.Бобовича, Москва, 2000 г.);


сократить количество полигонов ТКО, снизить интенсивность движения по транспортным магистралям и т.д. ("Санитарная очистка и уборка населенных мест", Справочник под редакцией д.т.н. А.Н.Мирного, Москва, 2005 г.);


сократить транспортные расходы на 30 процентов и сократить выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта ("Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации". МДС 13-8.2000 (утв. постановлением коллегии Госстроя Российской Федерации от 22 декабря 1999 г. N 17)).


Учитывая, что среднее расстояние вывоза ТКО по республике составляет 20,2 км, мусороперегрузочные станции предусматривается разместить практически в каждом муниципальном районе при действующих полигонах ТКО, которые после исчерпания введенных эксплуатационных мощностей должны быть выведены из эксплуатации в сроки, установленные Территориальной схемой, и рекультивированы.


Предусматривается модернизация объектов накопления ТКО, создание пунктов приема утильсырья, установка специальных модулей и контейнерных площадок для раздельного сбора ТКО.


Концепция Территориальной схемы предусматривает деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по приему от населения утильных морфологических компонентов ТКО, осуществляемому в виде предоставления собственникам ТКО (населению) услуги по удалению части ТКО без получения от населения платы или иного встречного предоставления. Это позволит вывести значительный объем ТКО за рамки тарифного регулирования и снизить платежи населения.


Таким образом, предлагается:


строительство 5 межмуниципальных полигонов ТКО;


организация 5 экологических технопарков при межмуниципальных полигонах ТКО;


введение в эксплуатацию в составе экологических технопарков 5 установок по термическому обезвреживанию отходов, размещение которых на полигоне ТКО не допускается;


строительство 1 крупного объекта по термическому обезвреживанию ТКО, образуемых на территории г. Казани;


строительство полигона промышленных отходов для размещения золошлаковых отходов, образуемых заводом по термическому обезвреживанию ТКО;


строительство 39 мусороперегрузочных станций и 1 железнодорожного перегрузочного терминала ТКО (целесообразность строительства данного объекта должна быть исследована отдельно);