Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА


Земельные ресурсы и сфера обращения с отходами


Анализ результатов государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что в Республике Татарстан сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс. гектаров, из них 2263,2 тыс. гектаров земель сельхозназначения деградированы (эрозионно опасны), из которых переувлажнено 76,9 тыс. гектаров, заболочено 55,7 тыс. гектаров, засолено 15,6 тыс. гектаров, солонцовые участки земель составляют 1,7 тыс. гектаров, каменистые - 232,3 тыс. гектаров, с легким механическим составом (пески) - 254,2 тыс. гектаров. Площадь земель, нарушенных в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых, составляет 3,0 тыс. гектаров.

Добыча, транспортировка и переработка в республике нефти и нефтепродуктов сопровождаются аварийными и технологическими разливами нефти и нефтепродуктов, что иногда приводит к существенному загрязнению почв.

Даже после удаления нефти с поверхности земли почва может содержать высокие концентрации нефтепродуктов, что требует проведения длительных и многоплановых рекультивационных работ, направленных на восстановление плодородия почв.

Отсутствие в большинстве регионов Российской Федерации утвержденных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (ДОСНП) делает неопределенным момент завершения рекультивации почв, при этом попытка снизить в процессе рекультивации концентрацию нефти в почве до фоновых значений, как того часто требуют природоохранные органы, может привести к полной гибели почвенного биоценоза. Разработка нормативов ДОСНП для почв является актуальной не только с экологической, но и экономической позиций.

Научно-исследовательские работы по изучению воздействия нефтепродуктов на свойства почвы и почвенные биоценозы проводятся в Республике Татарстан на протяжении более 40 лет. Однако первый норматив, определяющий качество почвы по остаточному содержанию нефти, был разработан специалистами ТатНИПИнефть для выщелоченных черноземов сельскохозяйственного назначения в Республике Татарстан и введен в действие только в 2010 году.

Специалистами Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана был разработан и успешно апробирован новый комплексный подход, основанный на результатах физико-химического анализа почв, токсикологическом тестировании почв и водных вытяжек из почв в остром опыте на высших растениях и гидробионтах, микробиологических исследованиях численности основных физиологических групп почвенных микроорганизмов и их активности, определении фитопродуктивности высших растений в вегетационных опытах, а также лимитирующих показателей вредности. На его основе в республике установлены региональные нормативы ДОСНП для различных типов земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов.

К настоящему времени разработаны и утверждены нормативы ДОСНП для 8 подтипов почв земель сельскохозяйственного назначения, для 7 подтипов почв земель лесного фонда, для 2 подтипов почв земель особо охраняемых территорий.

В настоящее время утвержденные нормативы ДОСНП активно используются в Республике Татарстан при проведении рекультивационных работ.

В 2015 году за счет финансирования из средств республиканского бюджета выполнена разработка региональных нормативов ДОСНП для ряда типов и подтипов почв земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и особо охраняемых территорий Татарстана. В текущем году указанные региональные нормативы качества окружающей среды будут введены в действие для применения на территории Республики Татарстан.

В развитие проводимых в республике работ по разработке и принятию региональных нормативов качества окружающей среды организовано выполнение работ по разработке региональных нормативов фонового содержания тяжелых металлов (Cd, Pb, Co, Cu, Ni, Zn, Cr, Mn, Fe) в основных типах почв Республики Татарстан. Указанные региональные нормативы качества окружающей среды введены в действие.

Отходы. Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом, лом и отходы черных и цветных металлов.

Интенсивное социально-экономическое развитие республики, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства стали основными причинами возникновения прошлого экологического ущерба.

К одному из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба принадлежат загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимой концентрации. Также одним широко распространенным проявлением накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к опасным отходам III - IV класса опасности.

Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофических масштабов. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию от прошлой хозяйственной деятельности.

Республика Татарстан уже начала работу по ликвидации накопленного экологического ущерба. Первыми проектами, включенными в Федеральную программу, стали "Комплекс мероприятий по рекультивации Самосыровской свалки ТБО в г. Казани", "Рекультивация объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями в г. Буинске" и "Мероприятия по подготовке к закрытию городской свалки ТБО в районе с. Тогаево г. Набережные Челны к закрытию с последующей рекультивацией".