Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2018 - 2025 ГОДЫ


2. Характеристика культуры чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Социально-демографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), влияющие на качество и структуру культурной среды, заключаются в высокой мобильности населения (количество прибывших в 2016 году превысило количество выбывших на 3864 человека), положительном естественном приросте (в 2016 году естественный прирост населения составил 15459 человек).

Неоднородность и нестабильность структуры населения оказывают влияние на процессы поддержки и развития чтения, приводят к сложно регулируемым явлениям: появлению нечитающих групп населения, барьеров в доступе к литературе (временное проживание в регионе, отсутствие регистрации, отсутствие литературы на родных языках мигрантов, плохое владение русским языком).

Еще одной особенностью региона является то, что автономный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев. В регионе сформирована правовая база, способствующая поддержке национальных (родных) языков коренных малочисленных народов, изучению родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера. Хантыйский (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийский, ненецкий языки изучают в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования Березовского, Октябрьского, Белоярского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского, Ханты-Мансийского районов, городов Лангепаса, Ханты-Мансийска. Вместе с тем результаты социологических исследований, проведенных в 2012 - 2014 годах по заказу Департамента образования и молодежной политики автономного округа, выявили проблему сокращения использования родного языка в семье и социальной практике.

Распространение информационных технологий, качество технико-технологической среды в регионе являются важными факторами обеспечения доступа к информации, поддержке и развитию чтения. Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к широкополосному Интернету, составляет 83%, качественным доступом в Интернет (не менее 2 Мб/сек.) обеспечены 54 населенных пункта (26,3% от общего количества населенных пунктов с числом жителей 1324,96 тыс. человек). Соответственно, общедоступные библиотеки, обеспечивая население доступом к Интернету в 100% сетевых единиц, не всегда предоставляют качественный широкополосный доступ. По данным мониторинга, предоставляют доступ в Интернет со скоростью более (или равной) 10 мб/сек. только 43 библиотеки, 23 библиотеки автономного округа - до 128 кб/сек.

В то же время доступность обязательных телерадиоканалов выше и составляет 95,5%, что ведет к массовизации культуры, снижению качества и интенсивности читательской деятельности вследствие недостаточно развитого контента поддержки чтения на официальных телерадиоканалах.

Материалы исследований позволяют говорить о следующих характеристиках состояния чтения в стране и регионе: падении интереса к чтению, изменении каналов получения книг и читательских практик.

Исследование "Чтение в России. Тенденции и проблемы" выявило, что 64% взрослых россиян за последние 10 - 15 лет стали читать меньше, 16% не читают вообще. Противоположный процесс наблюдается в детской и молодежной среде: Всероссийское комплексное исследование по проблемам детского чтения, проведенное Российской государственной детской библиотекой, выявило рост интереса к чтению у подростков (в 2016 году по сравнению с 2013 годом увеличилось количество подростков с 64 до 84%, которым нравится читать). В автономном округе интерес к чтению среди подростков снижается по сравнению с детьми младшего школьного и дошкольного возраста (31% подростков и 44% детей любят читать).

Глобальное изменение в системе институтов книжной культуры выявили результаты социологических исследований. По данным исследования "Чтение в России. Тенденции и проблемы" 77% взрослого населения не пользуется библиотеками, авторитетными каналами получения книг являются друзья, знакомые (1-е место). Авторитет библиотеки сохранился у сельских жителей, у малообеспеченных граждан, основной целью обращения в библиотеку является получение книг для досуга и обучения.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2017 году выявил небольшой рост популярности у населения библиотек как каналов получения книг: с 8% до 13%.

По данным Всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, приоритетными источниками получения книг для детей являются: книжные магазины (45%), библиотеки (42%). Исследование "Общественный интерес к чтению и книге" подтверждает эти выводы: 73,6% жителей Ханты-Мансийска берут книги у друзей и покупают в книжных магазинах, 42,6% - в библиотеках.

Все исследования подчеркивают значительную роль семьи в развитии интереса к чтению. Региональное исследование "Детское чтение в малых северных городах" выявило: 100% учителей считают, что на 1-м месте по влиянию на интерес к чтению находится семья (100%), на 2-м - учитель (56,8%), на 3-м - библиотека (47,3%).

Нельзя не подчеркнуть возрастающего значения визуальной культуры в изменении читательских практик и механизмов чтения. По данным Всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, в Интернете читают 60% детей младшего школьного возраста и 67% подростков, информацию о книгах получают в социальных сетях 30%, на сайтах издательств - 27%, в блогах - 16%, на форумах и в тематических сообществах - 15%.

Поддержка и развитие чтения осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа: Департаментом культуры автономного округа, Департаментом образования и молодежной политики автономного округа, Департаментом общественных и внешних связей автономного округа.

Региональные программы развития культуры с 2006 года предусматривают мероприятия, направленные на сохранение и развитие информационно-библиотечных ресурсов, с 2011 года мероприятия получили значительную финансовую поддержку (ежегодно выделялись субсидии из регионального бюджета на комплектование библиотечных фондов). В настоящее время выделяются субсидии муниципальным образованиям на модернизацию общедоступных библиотек; на проведение отдельных мероприятий, направленных на поддержку профессионального искусства, художественного образования, деятелей культуры и искусства, в соответствии с государственной программой автономного округа "Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".

Развитие чтения в системе образования, молодежной политики и науки осуществляется в соответствии с государственной программой автономного округа "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период 2030 года".

Поддержка деятельности средств массовой информации и институтов гражданского общества осуществляется через реализацию государственной программы автономного округа "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".

Обозначенные характеристики состояния поддержки и развития чтения в автономном округе диктуют необходимость принятия межведомственной Концепции.