Действующий

Об утверждении Стратегии сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017 - 2030 годы (с изменениями на 4 сентября 2024 года)



III. Основные тенденции, ограничения и возможности сохранения культурного наследия (SWOT-анализ)

S

Достоинства. Сильные стороны

1. Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан (его материальная и нематериальная составляющие) оценивается экспертами как высокий, но недостаточно изученный. По количеству объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, и особенно по количеству музеев-заповедников и выявленных объектов культурного наследия Республика Татарстан занимает ключевые позиции в России.

2. По инициативе регионов вносятся поправки в федеральное законодательство с целью снятия юридических коллизий в интересах сохранения культурного наследия.

3. Архитектурное наследие представлено как уникальными памятниками архитектуры, ансамблями и комплексами, так и рядовыми постройками, формирующими историческую среду. Среди них ансамбли городской застройки исторических поселений, историко-архитектурные ансамбли и комплексы Казанского Кремля и Казанского университета, Болгарского городища в Спасском районе, Раифского, Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей в Зеленодольском районе.

4. Реализация Комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар". Обеспечение сохранности и эффективное использование уникальных достопримечательностей Болгара и Свияжска, их духовное, социально-экономическое и культурное возрождение решается при паритетном финансировании из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.

5. Объектами Всемирного культурного и природного наследия являются историко-культурный комплекс Казанского Кремля, Болгарский историко-архитектурный комплекс, объект "Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска".

6. Сотрудничество Республики Татарстан с ЮНЕСКО в вопросах сохранения культурного наследия. Осуществляются значительные работы по изучению, реставрации и популяризации культурного наследия. Работы на памятниках выполняются с учетом требований Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

7. По согласованию с ЮНЕСКО осуществлена работа по значимым для республики объектам - создание Болгарской исламской академии и воссоздание Собора Казанской иконы Божьей Матери.

8. Утверждены зоны охраны объектов культурного наследия Свияжска и ансамбля Казанского Кремля.

9. Утверждены зоны охраны объектов культурного наследия древнего города Болгар, исторических поселений г. г. Чистополя, Елабуги, Лаишево, Тетюши, Казани.

10. Опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Казани".

11. Формирование системы историко-культурной территории - Старо-Татарской слободы.

12. Наличие крупных образовательных и исследовательских центров в Республике Татарстан, национально-культурных организаций, общественных объединений и движений.

13. Наличие в республике экспертов, аттестованных государственным федеральным органом охраны памятников.

14. Взаимодействие с консультативными органами ЮНЕСКО по проведению международных семинаров для специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов образовательных организаций высшего образования Казани, занимающихся вопросами сохранения культурного наследия, в целях подготовки кадров.

15. Внедрение новых организационно-правовых форм (государственно-частное партнерство, фонды и т.д.).

16. Организация и предоставление услуг историко-культурного туризма.

17. Разработана методика первичного мониторинга объектов нематериального этнокультурного достояния, которая апробирована на примере нескольких муниципальных районов Республики Татарстан, систематически проводятся семинары для руководителей и специалистов культурно-досуговых организаций муниципальных районов Республики Татарстан.

18. Сохранение таких народных праздников, как Сабантуй, Каравон, Уяв, Гырон-быдтон, Балтай, Семык, Навруз, Питрау, Ивана Купалы и других праздников.

19. Осуществляется поддержка народного творчества и промыслов. Большое внимание уделяется сохранению, возрождению и популяризации нематериального этнокультурного достояния. Развиваются этнографический туризм, музеи, этнокультурные центры.

20. Республика обладает богатейшими книжными и архивными фондами, которые являются бесценным достоянием и имеют первостепенное значение для познания и развития отечественной науки, истории и культуры. Сегодня письменное наследие, включающее в себя множество важнейших пластов, является объектом целенаправленной работы ряда организаций науки и культуры (Научная библиотека им. Н.И.Лобачевского, Центр письменного и музыкального наследия Института языка и литературы им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Национальная библиотека Республики Татарстан, Государственный архив Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан).

21. Создан и развивается портал "Национальная электронная библиотека Республики Татарстан" (http://kitap.tatar.ru/ru). Книжные памятники, хранящиеся в фондах соответствующих организаций Республики Татарстан, кроме Государственного архива Республики Татарстан, включаются в Реестр книжных памятников, который является частью федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека".

22. Музеи, сохраняя, интерпретируя и транслируя культурное наследие народов Российской Федерации, участвуют в решении следующих задач:

повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития человека через индивидуализированное непрерывное образование;

улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к национальным и мировым культурным ценностям;

формирование национальной, региональной и локальной идентичности человека на основе исторического сознания и социальной ответственности;

формирование и внедрение ценностей и стандартов здорового образа жизни, социального доверия, толерантности, экологически ответственного поведения;

развитие туризма, создание на основе ресурсов культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития регионов;

культурная адаптация мигрантов и развитие межкультурного диалога;

развитие межрегионального и международного сотрудничества, поддержание положительного образа России в мире.

23. Решение проблем, препятствующих развитию музейной деятельности, дает возможность музеям активнее участвовать в решении актуальных социальных проблем и сохранить культурное наследие народов России и Республики Татарстан для будущих поколений. Налажено общественно-государственное партнерство в сохранении наследия (Татарстанское республиканское отделение Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры", региональные отделения, некоммерческая организация "Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан").

24. Активное участие молодежи в сохранении наследия (межвузовские молодежные организации "Красный щит", "Чистый город", "Город без преград" и др.), возрастающий интерес населения к проблемам охраны памятников

W

Недостатки. Слабые стороны

1. В практике сохранения объектов культурного наследия существует неэффективная концепция использования объектов культурного наследия, предполагающая, с одной стороны, имущественно-правовые ограничения, а с другой - большие затраты на воссоздание и сохранение объектов культурного наследия.

2. Наличие противоречий в действующем законодательстве в сфере охраны объектов культурного наследия повышает риски успешной реализации инвестиционных проектов, в состав которых входят памятники истории и культуры.

3. Отсутствие мотивации у инвесторов из-за несовершенства правовой базы, рассмотрение наследия в качестве "обременения", а нематериального ресурса, растущего в цене.

4. Недостаточный объем финансовых ресурсов, направляемых на сохранение наследия из всех источников финансирования.

5. Нерешенность проблем учета, систематического проведения историко-культурных исследований, установления границ объектов культурного наследия и их зон охраны. Утвержденные зоны охраны объектов культурного наследия учтены при разработке правил землепользования и застройки в г. г. Елабуге, Казани, Болгар и Свияжске.

6. Культурное наследие Республики Татарстан как туристско-рекреационный потенциал используется в г. г. Казани, Елабуге, Чистополе, Болгар, Бугульме, Лаишево, Тетюши, с. Свияжск, с. Билярск.

7. Недостаточная изученность приграничных муниципальных районов; в некоторых районах не состоит на государственной охране ни один объект культурного наследия, что не отражает объективной картины наличия объектов.

8. Большинство объектов культурного наследия недоступны для маломобильных групп населения.

9. Недостаточно эффективна система управления культурным наследием.

10. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 01.12.2023 N 1545.

11. Ограниченное использование новейших технологий сохранения и восстановления рукописного и печатного наследия с использованием электронного ресурса для сохранности памятников письменного наследия и онлайн-доступа к фондам.

12. Необходимость срочной реставрации и консервации документов, имеющихся в архивах и библиотеках Республики Татарстан в значительном количестве и представляющих большую научную или культурную ценность.

13. Отсутствие специализированных хранилищ, позволяющих обеспечить должную сохранность и доступность письменных памятников.

14. Отсутствие комплексных научных исследований по систематизации и изучению объектов нематериального этнокультурного достояния, бытующих сегодня, а также утраченных за последние годы, недостаточно аналитических публикаций в данной области.

15. Отсутствие мониторинга объектов нематериального этнокультурного достояния. В существующих условиях количество экспедиционных выездов в районы Республики Татарстан по выявлению утраченных и существующих объектов нематериального этнокультурного достояния, а также носителей локальных традиций недостаточно, так как влечет за собой утрату способов передачи и бытования традиционной культуры.

16. Отсутствие специальной структуры, курирующей и организующей процесс сохранения нематериального наследия, а также интегрирующей всех участников охранной деятельности. Для успешной реализации Программы потребуется привлечение специалистов по традиционной нематериальной культуре народов Татарстана из-за пределов республики.

17. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 01.12.2023 N 1545.

18. Нецеленаправленное использование нематериального этнокультурного достояния в системе образования, отсутствие учебно-методической базы.

19. Недостаточность информационной политики по популяризации нематериального этнокультурного достояния в Республике Татарстан и за ее пределами.

20. - 25. Утратили силу. - Постановление КМ РТ от 01.12.2023 N 1545.

(в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)

O

Возможности

1. Позиционирование объектов культурного наследия как источника получения новых знаний, сохранения и развития культурной среды, обеспечения культурных благ для различных слоев населения.

2. Стратегический подход к сохранению культурного наследия в исторических поселениях и населенных пунктах на основе системного подхода в контексте развития исторического центра исходя из принципа баланса сохранения и развития.

3. Реорганизация структуры государственного и муниципального управления наследием, создание системы эффективных органов охраны объектов культурного наследия.

4. На базе К(П)ФУ 7 февраля 2017 г. открыт Информационно-образовательный центр "Всемирное культурное наследие", который объединяет научно-образовательные и академические структуры Казани и городов России и создает возможность проведения образовательной, научной и методической деятельности в соответствии с мировыми стандартами ЮНЕСКО.

5. Сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик.

6. Выявление достопримечательных мест, в том числе культурных ландшафтов.

7. Инвентаризация, картографирование территорий объектов культурного наследия и составление историко-культурных опорных планов и банка данных по объектам культурного наследия. Применение IT-технологий, компьютеризация процесса документооборота по вопросам охраны памятников. Сокращение сроков проведения согласовательных процедур.

8. Включение объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

9. Обеспечение безопасности и сохранности библиотечного фонда как части национального культурного наследия, для чего необходимо проведение работ по созданию национального страхового фонда, переводу печатных документов на другие виды носителей информации.

10. Разработка и внедрение комплексной системы безопасности ценных письменных (или книжных) фондов.

11. Поддержание нормативного технического и санитарного состояния зданий, оснащение современными комплексами технических средств безопасности, приобретение приборов для обеспечения контроля климата в книгохранилищах.

12. Осуществление государственной поддержки, которая должна создавать благоприятные условия для развития более полного потенциала нематериального этнокультурного достояния.

13. Обеспечение научного анализа и обобщение накопленного опыта, определение наиболее оптимальных форм и методов освоения и внедрения культурных традиций в работу организаций культуры и образования, применение современных технологий работы с собранной информацией.

14. Создание новых этнокультурных центров, фольклорных лабораторий, домов творчества, ремесел и мастерских по изготовлению народных музыкальных инструментов и предметов декоративно-прикладного творчества, студии цифровой аудио-, видеозаписи для фиксации объектов нематериального этнокультурного достояния.

15. Создание системы общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, ориентированного на изучение нематериального этнокультурного достояния с использованием новых технологий.

16. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 01.12.2023 N 1545.

17. Разработка регламента взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, научно-исследовательских организаций, образовательных организаций и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов нематериального этнокультурного достояния в целях скоординированной работы указанных структур.

18. Воссоздание историко-культурной самобытности сельских территорий посредством возобновления утраченных традиционных народных празднеств и исконных народных обрядов и обычаев.

19. Создание базы данных по нематериальному этнокультурному достоянию коренных народов Республики Татарстан

T

Угрозы

1. Проведение хозяйственной и иной деятельности может привести к разрушению и физической утрате объектов культурного наследия.

2. Неправильный режим эксплуатации зданий, отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект и выводят состояние зданий за пределы безопасности эксплуатации конструкций.

3. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 01.12.2023 N 1545.

4. Отсутствие комплексности в реконструкции исторических поселений, неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта, неадаптированное новое строительство в исторической среде.

5. Отсутствие правовых механизмов сохранения памятников истории и культуры, относящихся к жилищному фонду и включенных в программу аварийного жилья.

6. Процессы естественного старения, ускоряющие неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, грунтовые воды, длительность залегания снега и льда), геологические и гидрологические особенности грунтов (структурно неустойчивые грунты), атмосферные загрязнения.

7. Угроза стихийных бедствий (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы, ветры, штормы, пожары), вандализм и другие агрессивные действия.

8. "Тотальные" реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.

9. Возрастание диспропорции между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей.

10. Утрата способов передачи и бытования традиционной культуры. В существующих условиях количество экспедиционных выездов в районы Республики Татарстан по выявлению утраченных и существующих объектов нематериального этнокультурного достояния, а также носителей локальных традиций недостаточно.

11. Усиление процесса утраты межпоколенных связей, а также уход из жизни носителей нематериального этнокультурного достояния - сказителей, знатоков обрядов, мастеров.

12. Постепенное угасание наиболее значимых и наиболее древних традиций.

13. Угроза физического исчезновения письменных памятников. Многие материалы, привезенные из экспедиций, находятся в ветхом состоянии и требуют срочной реставрации. Остро стоит вопрос о необходимости создания центра консервации документов с квалифицированными специалистами, также об улучшении условий температурно-влажностного и светового режимов хранения письменного памятника.

14. Глобальная информатизация всех сфер деятельности, в том числе и культуры, все острее ставит вопрос об обеспечении музеев современными средствами коммуникации, интеграции музейных ресурсов с аналогичными ресурсами библиотек, архивов, а также организации доступа к этой информации

(в ред. Постановления КМ РТ от 01.12.2023 N 1545)