(с изменениями на 24 марта 2023 года)
(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 19.05.2022 N 73-ПГ, от 14.12.2022 N 161-ПГ, от 24.03.2023 N 26-ПГ)
В целях совершенствования системы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Народную программу коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Народная программа).
2. Руководителям исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа учитывать положения Народной программы при формировании:
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2023 N 26-ПГ)
Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года;
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2022 N 73-ПГ)
комплексной программы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2022 годы.
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2022 N 73-ПГ)
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе учитывать положения Народной программы при формировании:
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2022 N 73-ПГ)
стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;
муниципальных программ.
4. Утратил силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2022 N 73-ПГ.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
НАРОДНАЯ ПРОГРАММА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 19.05.2022 N 73-ПГ, от 14.12.2022 N 161-ПГ, от 24.03.2023 N 26-ПГ)
Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована по инициативе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Народная программа, коренные малочисленные народы Севера, автономный округ, Ямал) на основании предложений населения автономного округа.
Народная программа направлена на консолидацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, коренных малочисленных народов Севера, носит долгосрочный характер.
Цель Народной программы - создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера на основе целевой поддержки Правительства автономного округа и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Задачи Народной программы определены структурой Народной программы, которая отражает ключевые проблемные аспекты, волнующие население и требующие решения.
Основные группы коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, - ненцы, ханты и селькупы.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных северян в автономном округе составила 41 249 тысяч человек (ненцы - 29 772 человека (72%), ханты - 9 489 человек (23%), селькупы - 1 988 человек (5%)) или 8% от населения автономного округа (16% от общей численности коренных народов, проживающих в России).
В период с 2002 года численность коренных малочисленных народов Севера увеличилась более чем на 4 тысячи человек (11,5%). Причем увеличение произошло за счет естественного прироста, что является объективным критерием положительной тенденции в социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера.
Актуальность решения проблем в сфере защиты прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, их прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры, языка и традиций обоснована общим направлением государственной политики и является одним из важнейших условий социально-экономического развития региона, что находит свое отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р, и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1996.
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 N 161-ПГ)
Региональная национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера реализуется в рамках 14 государственных программ автономного округа.
Несмотря на проведение в автономном округе достаточно успешного комплекса мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни, населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, модернизации государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, занятости, экологии, строительства и жилищной политики.
Агропромышленный комплекс Ямала - это многоотраслевой сектор экономики автономного округа. Его поддержке и развитию уделяется особое внимание Правительства автономного округа.
Государственная поддержка отрасли агропромышленного комплекса на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Законом автономного округа от 24 декабря 2012 года N 160-ЗАО "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа", а также в соответствии с:
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ)
- Законом автономного округа от 06 июня 2016 года N 34-ЗАО "Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе";
- Законом автономного округа от 27 февраля 2017 года N 1-ЗАО "Об аквакультуре (рыбоводстве), рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (установлены правовые основы и виды государственной поддержки общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа);
- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года N 113-ЗАО "О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе".
В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса в автономном округе реализуются Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа до 2020 года, государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 26 ноября 2013 года N 964-П.
(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 19.05.2022 N 73-ПГ)
На Ямале имеется весьма успешный опыт создания технологичного арктического кластера, выстраивается взаимосвязанная система заготовок и высокотехнологичной переработки продукции оленеводства, рыболовства, оказывается государственная поддержка в отраслях северного оленеводства, племенного животноводства, звероводства, заготовки дикоросов (ягод), рыболовства.
Продукция оленеводства пользуется спросом за пределами региона и Российской Федерации.
Основная задача развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера - получение качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, совершенствование системы заготовки и переработки сельхозсырья, что способствует улучшению как экономических показателей, так и повышению благосостояния коренного населения и жителей населенных пунктов (дополнительные рабочие места для коренного населения, повышение средней заработной платы, доходов).
(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ, от 24.03.2023 N 26-ПГ)
Запрет на вылов ценных пород рыб (нельма, муксун), введенный в 2014 году, стал своеобразным "катализатором" развития рыболовства.
Для решения проблемы сокращения популяции сиговых рыб в автономном округе предусмотрена реализация инвестиционного проекта по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.
Для развития и модернизации рыбной отрасли в автономном округе построены рефрижераторные промыслово-перерабатывающие суда класса река-море "Нум" и "Полярная звезда". В связи с уменьшением квот на вылов ценных биоресурсов на территории автономного округа возрастают объемы добычи частиковых и тресковых видов, доля уловов которых увеличивается.
Вместе с тем, ведущие отрасли традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера сталкиваются с новыми вызовами.
(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.10.2018 N 109-ПГ)
Так, в течение последних 70 лет на территории автономного округа наблюдался неуклонный рост поголовья северных оленей с 240 тысяч голов до 730 тысяч голов. Увеличение поголовья животных наряду с промышленным освоением территорий привело к деградации пастбищ; кормовая база не успевает восстанавливаться, в результате происходит снижение показателей продуктивности оленей.
Общая площадь оленьих пастбищ автономного округа составляет 48,5 млн гектаров, оптимальная оленеемкость позволяет выпасать стадо в 370 тысяч голов при фактическом поголовье более 730 тысяч.
Наращивание поголовья северных оленей влечет за собой истощение оленьих пастбищ в тундровых районах и может привести к серьезным экологическим и социальным последствиям в отрасли оленеводства в будущем.
На смену стратегии количественного роста поголовья определен переход на стратегию, ориентированную на более глубокую безотходную переработку продукции оленеводства, создание новых товарных цепочек на ее основе, совершенствование продуктивных качеств оленей, развитие пищевой промышленности, освоение новых рынков сбыта и повышение спроса на продукцию оленеводства.