Недействующий

Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области(утратило силу)

I. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития

В генеральной цели Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) обозначена необходимость придания экономике области инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.

Новосибирская область является первым субъектом Российской Федерации, в котором принят закон о научной деятельности (Закон Новосибирской области от 20.04.95 N 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области»).. Также на территории Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

Научно-технический, образовательный и инновационный комплекс Новосибирской области представлен 55 академическими институтами Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук; наукоградом «Кольцово» с градообразующим предприятием - Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», а также более 60 отраслевыми научно-исследовательскими, конструкторско-технологическими и проектными институтами, более 100 крупными и 1700 малыми предприятиями, 46 высшими учебными заведениями, в том числе 28 государственными вузами и филиалами.. Совокупные затраты на выполнение исследований и разработок в Новосибирской области из всех источников финансирования составляют около 10,0 млрд. рублей, около 50% от этих средств - из федерального бюджета.

Прирост промышленного производства в Новосибирской области в 2008 году составил 7,8% (в России - 2%), в том числе по высокотехнологичным компаниям в целом около 30%. Область стабильно входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по количеству малых и средних предприятий. В 2008 году на ее территории действовало 13,3 тысячи таких предприятий с численностью занятых около 160 тысяч человек. В 2008 году малыми и средними инновационными компаниями Новосибирской области произведено продукции на сумму около 22 млрд. рублей. Затраты на технологические инновации в целом по предприятиям области не превышали 4 % от их прибыли, при этом до 90% таких затрат профинансировано самими предприятиями. Хотя затраты предприятий на технологические инновации возросли за 2000-2008 годы кратно, выпуск инновационной продукции увеличился всего в 1,5 раза..

Инновационная инфраструктура области включает три научных городка, технопарк «Новосибирск», создаваемый Технопарк Новосибирского Академгородка, сеть инновационно-технологических центров, частных технопарковых структур, бизнес-инкубаторы, центры развития инновационных компетенций, молодежные творческие мастерские, Сибирский институт интеллектуальной собственности и многие другие организации.

Большинство наукоемких инновационных предприятий области объединены в ассоциации, среди которых «СибАкадемИнновация», «СибАкадемСофт», «Информация и технологии», «Силовая Электроника Сибири», «Сибирская промышленная гидравлика и пневматика» и другие.. Объединения фирм наукоемкого бизнеса содействуют решению характерных «технопарковых» задач (консалтинг, патентование, таможенное оформление и другие), активно работают в сотрудничестве с институтами Сибирских отделений РАН, РАМН, РАСХН, вузами, промышленными предприятиями, отраслевыми НИИ, администрацией Новосибирской области и органами местного самоуправления, федеральными и региональными институтами развития..

Действует и развивается региональная инвестиционная сеть, оказывающая финансовую и организационную поддержку развитию инновационной деятельности: «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности», «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области», «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области», «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» и организации банковского сектора..

Консолидация усилий всех субъектов инновационной деятельности и их системное взаимодействие должны обеспечить более динамичный рост высокотехнологичного сектора экономики Новосибирской области на основе сформированных базовых условий развития инновационной деятельности.. Однако недостаточно высокие интегральные показатели развития организаций инновационной сферы, высокотехнологичных отраслей производства, а также инновационной инфраструктуры свидетельствуют о необходимости более активного продвижения инновационных разработок и технологий в экономическую и социальную сферу Новосибирской области, повышения уровня восприимчивости общества на интеллектуальный труд и системной интеграции участников инновационного процесса на основе реализации технопарковой идеологии.

Инновационная (технопарковая) идеология - система представлений о развитии и функционировании общества, опирающаяся на ценностную ориентацию - создание экономики знаний, что предполагает:

формирование нового мышления, ориентированного на способность человека создавать новые знания и управлять ими на основе научного и творческого потенциала, престижности и ценности получения знания как такового;

развитие инновационной культуры на основе нового мышления как производителей инноваций, так и  потребителей инновационных продуктов и услуг;

создание нового качества жизни, обеспечение роста привлекательности Новосибирской области не только для инвесторов, но, главное, и для ее жителей, и тех, кто готов приехать в область на постоянное место жительства.

Экономика знаний и высоких технологий призвана обеспечить формирование значительной части валового регионального продукта в отраслях, непосредственно производящих высокотехнологичные товары и интеллектуальные услуги.

Ключевые проблемы реализации Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области (далее - Концепция):

1. Недостаточное число конкурентоспособных разработок и технологий высокой степени готовности. Недостаточное развитие эффективных механизмов  коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок..

В целом взаимодействие субъектов инновационной деятельности в Новосибирской области, обеспечивающее «технологический коридор» (продвижение инновации на всех этапах от ее создания до выхода на рынок), не приобрело всеобщего, системного характера. Практически не существует действенных системных схем «инкубирования» фирм, разрабатывающих и производящих новую, высокотехнологичную продукцию.

Отсутствие специального правового регулирования инновационной деятельности привело к тому, что нормативная правовая база инновационной системы в настоящее время представлена множеством норм и требований различных отраслей права и отдельных законов. Однако Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» привнёс в инновационную деятельность принципиально новые возможности по повышению эффективности практического применения результатов интеллектуальной собственности путем создания хозяйственных обществ бюджетными научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

Недостаточно развиты региональные экономические рычаги, способствующие снижению рисков инновационных проектов, привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в научно-прикладные разработки и высокотехнологичные производства; отсутствуют долговременные источники инвестиций.

Низкая инновационная активность и восприимчивость предприятий и отраслей к инновациям, недостаток взаимосвязей научных организаций и инновационных компаний с ведущими российскими предприятиями, слабые средства стимулирования и мотивации. Требуют развития механизмы частно-государственного партнерства, повышение уровня восприимчивости к инновациям со стороны традиционных отраслей экономики.

В Новосибирской области активно работает группа высокотехнологичных компаний, ориентированных на расширение выпуска продукции в промышленных масштабах. Однако модернизация существующих производств и строительство новых нередко ограничиваются недостатком подготовленных промышленных площадок, высокими тарифами монополий на ресурсы, административными и законодательными барьерами доступа к земле.

Необходимо расширить спектр инструментов поддержки инвестиционной и инновационной деятельности как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и в части его удовлетворения: повысить уровень координации процессов технологической модернизации экономики и обеспечить консолидацию деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

2. Низкий уровень развития инновационной, в том числе финансовой инфраструктуры, в части разнообразия и доступности предоставляемых услуг, степени охвата сервисом субъектов инновационной деятельности.

Несмотря на наличие в Новосибирской области научно-технической, образовательной, высокотехнологичной промышленной и технопарковой среды, инновационный бизнес ещё не сделал качественный скачок в направлении роста, консолидации и создания масштабных мировых брендов. Это, в частности, связано с недостаточным развитием элементов инновационной инфраструктуры, в том числе из-за отсутствия современной опытно-производственной и технологической базы для изготовления инновационной продукции; неразвитостью современных консалтинговых услуг (маркетинговых, патентования, сертификации, лицензирования, информационной и методологической поддержки и других); недостаточно эффективным использованием существующих центров коллективного пользования оборудованием СО РАН, вузов, НИИ. Во многом перечисленные проблемы должен решить создаваемый Технопарк Новосибирского Академгородка как системный интегратор в инновационной сфере Новосибирской области, а также технопарки в р.п. Кольцово и р.п. Краснообск.

В области еще недостаточно технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других объектов. Требует более системного развития инновационная инфраструктура на территориях с высоким уровнем развития науки, образования и производства, в академических институтах, в вузах, на предприятиях. Необходимо укреплять взаимодействие между ее структурными элементами, включая механизм «одного окна» при предоставлении услуг, внедрять новые модели управления и организации производства, контроля качества. Технопарковая идеология должна закладываться в школах, клубах юных техников, студенческих конструкторских бюро, других организациях и структурных подразделениях средних специальных учебных заведений и высших специальных учебных заведений.

Требуется развитие современной инвестиционной инфраструктуры в научно-технической сфере, в том числе венчурного финансирования (отсутствуют фонды прямого венчурного и посевного финансирования, слабо используются инструменты банковского сектора для финансирования высокотехнологичных проектов, другие инвестиционные институты).. Наукоемкие компании испытывают характерные для всей инновационной сферы трудности с привлечением долгосрочных банковских кредитов. Это объясняется, в частности, отсутствием залоговой базы, ликвидной по банковским стандартам (активы высокотехнологичных компаний включают, в основном, права на объекты интеллектуальной собственности и специализированное производственное оборудование). Реализация Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ, в частности, требует активного развития системы независимой оценки рыночной и залоговой стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Недостаточно масштабно и эффективно проводятся ярмарки инновационных инвестиционных проектов, форумы и иные мероприятия, которые являются важным звеном в развитии инновационной деятельности, становлении финансовой инфраструктуры, в том числе венчурного финансирования, формирования имиджа области..

3. Недостаток высококвалифицированных кадров для новой экономики, основанной на знаниях..

Разработчики новых технологий зачастую не обладают необходимой инновационной культурой и не в состоянии обеспечить квалифицированную подготовку и продвижение бизнес-проектов. В свою очередь, производители инноваций недостаточно используют аутсорсинг, современные маркетинговые, консалтинговые и иные технологии, обеспечивающие высокую готовность проекта для  инвестора и для производства.

Подготовка высококвалифицированных кадров в Новосибирской области осуществляется по широкому спектру специальностей и в то же время немалая часть студентов по-прежнему слабо мотивирована на получение знаний, умений и навыков, обеспечивающих необходимую компетентность. Использование механизма заказа на специалистов от  высокотехнологичных предприятий  и наукоемких компаний не стало повсеместным и поэтому пока незначительно влияет на целевую подготовку кадров.. Вместе с тем в области имеются положительные примеры целевой подготовки высококвалифицированных кадров.. Например, существует опыт совместной подготовки специалистов  ИТ-компаний с Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным техническим университетом и Сибирским государственным университетом телекоммуникаций и информатики. Совместно с Новосибирским государственным университетом наукоемкие компании образовали обучающие центры по работе на аналитических приборах, лаборатории лазерной техники и биотехнологий. Ежегодно около трехсот студентов проходят преддипломную практику на малых инновационных предприятиях. Также компании оказывают постоянную спонсорскую помощь факультетам новосибирских вузов в организации конкурсов и культурных мероприятий.