Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития города Новосибирска невозможно без активного участия молодежи.
Основной целью муниципальной молодежной политики является освоение современной модели молодежной социализации. Эта модель предполагает такое устройство процесса жизнедеятельности молодежи в городском сообществе, ориентирами в котором выступают самостоятельность, творчество, самоопределение и самореализация молодых людей, их адаптация к социально-экономическим и политическим изменениям.
В настоящее время общество еще не до конца преодолело попечительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Главные молодежные проблемы являются общими как для страны, так и для города Новосибирска, в их числе: несогласованность социальных и профессиональных ориентиров молодежи с потребностями города и вытекающие из этого сложности трудоустройства при наличии вакансий на рынке труда; снижение позиций гражданственности, социальной ответственности, коллективизма, патриотизма; недостаточно сформированная у молодых людей потребность в здоровом образе жизни и содержательном досуге, рост потребительских тенденций в сознании молодежи под влиянием низкопробной массовой культуры и средств массовой информации.
Необходимо отметить, что в связи с закрытием военных кафедр в большинстве высших учебных заведений города, процент вовлеченной в патриотическую работу молодежи невелик. В связи с этим актуальным видится развитие именно патриотического направления в сфере молодежной политики. Целевой аудиторией патриотического воспитания являются молодые люди от 14 до 30 лет, а также субъекты системного взаимодействия в рамках деятельности мэрии города Новосибирска между общественными организациями патриотической направленности, муниципальными бюджетными учреждениями отрасли «Молодежная политика» и органами студенческого самоуправления, инициативными группами. (Абзац в редакции, введенной решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.11.2013 N 981, - см. предыдущую редакцию)
Существует необходимость повысить квалификацию специалистов, работающих с молодежью, и внести новое содержание в процесс повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров, направленное на углубление их компетентности в понимании целей, идеологии и технологий реализации молодежной политики.
Источники данных проблем следует искать в отсутствии целевой стратегии муниципальной молодежной политики; информационном «голоде» в области инновационных методик и программ работы с молодежью, соответствующих современным интересам молодых людей; слабой информированности подростков и молодежи в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
С другой стороны, в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
развивается инновационный потенциал молодежи;
увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
растет заинтересованности молодежи в укреплении своего здоровья.
Успешное выполнение программных мероприятий городской целевой программы «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) будет способствовать преодолению неполной включенности молодого поколения в жизнедеятельность города, а также создаст необходимые условия для развертывания сил и способностей молодых горожан, реализации их творческого, научного, трудового потенциала в интересах городского сообщества. Такой подход будет способствовать развитию города, улучшению качества жизни молодежи, проживающей, обучающейся и работающей на его территории.