СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2009 года N 1252

г. Новосибирск


О городской целевой программе
 «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы

(с изменениями на 24 декабря 2014 года)

____________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.10.2009 N 1423 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);

решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.11.2010 N 202 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 30.03.2011 N 317 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 17.12.2012 N 764 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.11.2013 N 981 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования);

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.12.2014 N 1261

____________________________________



В соответствии с Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 103, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска

решил:

1. Принять городскую целевую программу «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы (приложение).

2. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по социальному развитию (Андрейченко А. В.).

     Мэр города
В. Ф. Городецкий


Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 24.06.2009 N 1252
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов
 г. Новосибирска от 24.12.2014 N 1261,
- см. предыдущую редакцию)



ПАСПОРТ
городской целевой программы
«Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы

(Раздел в редакции, введенной
решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.12.2014 N 1261,
- см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Городская целевая программа «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р (о стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (о концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Заказчик Программы

Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска

Разработчик Программы

Комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска

Цель Программы

Создание условий для активного включения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнедеятельность города с привлечением творческого, научного, трудового потенциала молодого поколения в интересах городского сообщества

Задачи Программы

Совершенствование системы работы муниципальных учреждений отрасли «Молодежная политика» по созданию условий для успешной работы и эффективной социализации молодежи;

содействие организациям города в создании условий для сохранения молодых специалистов;

повышение престижа рабочих профессий среди молодежи;

расширение видов и форм патриотической работы с молодежью города Новосибирска;

оказание содействия в поддержке научно-технического творчества молодежи, ориентированного на нужды городского хозяйства;

создание условий для развития различных форм духовно-нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи;

создание условий для участия молодежи в социально значимой деятельности и содействие реализации общественных инициатив молодежи;

развитие системы оказания консультационной помощи молодежи и молодым семьям

Исполнители мероприятий Программы

Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска, комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска, администрации районов (округов по районам) города Новосибирска, муниципальные бюджетные учреждения отрасли «Молодежная политика», муниципальные казенные учреждения отрасли «Молодежная политика», городская общественная детская организация «Новосибирская Ассоциация Детских Объединений» (ГОДО «НАДО»), городская служба социальной адаптации (ГССА), автономная некоммерческая организация высшего профессионального образовании «Новый сибирский институт» (АНО ВПО «НСИ»), городской молодежный информационный центр (ГМИЦ), Институт молодежной политики и социальной работы (ИМПиСР), общественный молодежный Совет города Новосибирска (ОМС), штаб добровольных молодежных дружин (штаб ДМД), Новосибирский штаб студенческих отрядов (НШСО)

Срок реализации Программы

2010 - 2014 годы

Объем и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Новосибирска (далее - бюджет города) в объеме 999651,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 7248,0 тыс. рублей;
2011 год - 7573,0 тыс. рублей;
2012 год - 8733,0 тыс. рублей;
2013 год - 443128,2 тыс. рублей;
2014 год - 532968,8 тыс. рублей.   

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение количества мероприятий, направленных на      творческое развитие, эстетическое воспитание, физическое развитие молодежи, формирование здорового образа жизни среди молодежи (единиц/человек);

увеличение количества реализованных проектов социальной, оздоровительной работы по месту жительства и участвующей в них молодежи (единиц/человек);

увеличение количества молодежных советов и объединений в организациях города (единиц);

увеличение количества мероприятий гражданско-патриотической направленности (единиц/человек);

увеличение количества мероприятий с участием студенческой молодежи (единиц/человек);

увеличение количества студенческих отрядов в результате деятельности Новосибирского штаба студенческих отрядов (отряды/человек);

увеличение количества молодежи, участвующей в деятельности        районных молодежных общественных советов (единиц/человек);

увеличение количества общественных организаций, объединений, инициативных групп, органов студенческого самоуправления высших и средних специальных учебных заведений города, участвующих в социально значимой деятельности и реализации общественных инициатив молодежи (единиц/человек);

увеличение количества мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения среди молодежи (единиц/человек);

увеличение числа программ (проектов) и участников, направленных на поиск и поддержку молодежных инициатив, имеющих инновационный научный, социальный или предпринимательский характер (единиц/человек);

увеличение количества семинаров, конкурсов и курсов повышения квалификации для совершенствования системы работы специалистов отрасли молодежной политики (единиц/человек)

Контроль за исполнением Программы

Мэрия города Новосибирска;

Совет депутатов города Новосибирска


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития города Новосибирска невозможно без активного участия молодежи.

Основной целью муниципальной молодежной политики является освоение современной модели молодежной социализации. Эта модель предполагает такое устройство процесса жизнедеятельности молодежи в городском сообществе, ориентирами в котором выступают самостоятельность, творчество, самоопределение и самореализация молодых людей, их адаптация к социально-экономическим и политическим изменениям.

В настоящее время общество еще не до конца преодолело попечительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Главные молодежные проблемы являются общими как для страны, так и для города Новосибирска, в их числе: несогласованность социальных и профессиональных ориентиров молодежи с потребностями города и вытекающие из этого сложности трудоустройства при наличии вакансий на рынке труда; снижение позиций гражданственности, социальной ответственности, коллективизма, патриотизма; недостаточно сформированная у молодых людей потребность в здоровом образе жизни и содержательном досуге, рост потребительских тенденций в сознании молодежи под влиянием низкопробной массовой культуры и средств массовой информации.

Необходимо отметить, что в связи с закрытием военных кафедр в большинстве высших учебных заведений города, процент вовлеченной в патриотическую работу молодежи невелик. В связи с этим актуальным видится развитие именно патриотического направления в сфере молодежной политики. Целевой аудиторией патриотического воспитания являются молодые люди от 14 до 30 лет, а также субъекты системного взаимодействия в рамках деятельности мэрии города Новосибирска между общественными организациями патриотической направленности, муниципальными бюджетными  учреждениями  отрасли «Молодежная политика» и органами студенческого самоуправления, инициативными группами. (Абзац в редакции, введенной решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.11.2013 N 981, - см. предыдущую редакцию)

Существует необходимость повысить квалификацию специалистов, работающих с молодежью, и внести новое содержание в процесс повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров, направленное на углубление их компетентности в понимании целей, идеологии и технологий реализации молодежной политики.

Источники данных проблем следует искать в отсутствии целевой стратегии муниципальной молодежной политики; информационном «голоде» в области инновационных методик и программ работы с молодежью, соответствующих современным интересам молодых людей; слабой информированности подростков и молодежи в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.

С другой стороны, в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:

развивается инновационный потенциал молодежи;

увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;

формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

растет заинтересованности молодежи в укреплении своего здоровья.

Успешное выполнение программных мероприятий городской целевой программы «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) будет способствовать преодолению неполной включенности молодого поколения в жизнедеятельность города, а также создаст необходимые условия для развертывания сил и способностей молодых горожан, реализации их творческого, научного, трудового потенциала в интересах городского сообщества. Такой подход будет способствовать развитию города, улучшению качества жизни молодежи, проживающей, обучающейся и работающей на его территории.

     

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание условий для активного включения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнедеятельность города с привлечением творческого, научного, трудового потенциала молодого поколения в интересах городского сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

совершенствование системы работы муниципальных учреждений отрасли «Молодежная политика» по созданию условий для успешной работы и эффективной социализации молодежи;

содействие организациям города в создании условий для привлечения и удержания молодых специалистов;

повышение престижа рабочих профессий среди молодежи;

расширение видов и форм патриотической работы с молодежью города Новосибирска;

оказание содействия в поддержке научно-технического творчества молодежи, ориентированного на нужды городского хозяйства;

создание условий для развития различных форм духовно-нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи;

создание условий для участия молодежи в социально значимой деятельности и содействие реализации общественных инициатив молодежи;

развитие системы оказания консультационной помощи молодежи и молодым семьям.


3. Направления реализации Программы

     
3.1. Работа с молодежью по месту жительства.

Данное направление предполагает создание условий для социальной адаптации, интеллектуального, творческого и физического развития подростков и молодежи, их профориентации; повышение квалификации и профессиональной компетентности специалистов отрасли «Молодежная политика» с целью:

внедрения новых технологий, организационных форм и методов работы с молодежью по месту жительства, адекватных современным потребностям и интересам молодежи;

расширения спектра образовательно-воспитательных, социально-досуговых, профориентационных услуг для различных социальных и возрастных категорий молодежи;

выявления и поддержки одаренной молодежи посредством включения их в различные виды деятельности и организацию городских массовых мероприятий;

выявления, обобщения, распространения передового организационного, методического, педагогического опыта в организации работы с молодежью.

     3.2. Работающая молодежь.

Данное направление предполагает развитие профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи, призвано обеспечить более широкое включение молодежи города в деятельность рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера с целью:

содействия развитию у молодежи навыков самостоятельного решения проблем, формированию знаний о профессионально-трудовой сфере, путях освоения профессиональной деятельности;

содействия созданию молодежных органов самоуправления в организациях города.

     3.3. Патриотическое воспитание.

Данное направление предполагает систематизацию работы с молодежью города Новосибирска в рамках патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания с целью формирования личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства и любви к отечеству, с целью:

расширения форм работы мэрии города Новосибирска в рамках договора о сотрудничестве с подводной лодкой «Новосибирск» и пограничным сторожевым катером «Воровский»; (Абзац в редакции, введенной решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.11.2013 N 981, - см. предыдущую редакцию)

активизации работы с общественностью по патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию молодежи;

повышения уровня информационного освещения патриотического воспитания молодежи в средствах массой информации, формирование позитивного общественного мнения о патриотической работе и службе в армии;

создания условий по формированию у молодежи готовности к служению в армии;

создания условий для использования потенциала музеев истории и развития районов города в патриотическом, гражданском и духовно-нравственном воспитании молодежи.

     3.4. Студенческая молодежь.

Данное направление предполагает создание в городском сообществе правовых, социально-экономических, организационных, культурных и информационных условий, способствующих самореализации и гражданскому становлению студенческой молодежи, с целью:

повышения социальной активности студенческой молодежи;

поддержки и развития различных форм студенческого самоуправления, возрождения лучших традиций студенческого движения;

поддержки и развития различных форм духовно-нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития студенческой молодежи;

оказания содействия одаренной и талантливой студенческой молодежи, молодым студенческим семьям через выплату стипендий мэрии города Новосибирска;

создания условий для дальнейшего развития движения студенческих отрядов.

     3.5. Активная жизненная позиция.

Данное направление предполагает создание системы работы с молодежными объединениями, организациями, органами студенческого самоуправления и молодежными национально-культурными автономиями по реализации социально значимых для города мероприятий с целью:

поддержки организации работы по формированию и укреплению лидерских качеств молодежи как развития кадрового потенциала;

развития чувства сопричастности к решению проблем городского сообщества, ответственности за свой город и его судьбу.

     3.6. Молодежь в трудной жизненной ситуации.

Данное направление предполагает развитие системы оказания помощи молодым людям, молодым семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью:

содействия формированию потребности в сохранении и поддержании здорового образа жизни, позитивного образа семьи и культуры семейных отношений, семейных ценностей;

повышения мотивации у молодежи к достижению значимых профессиональных жизненных целей;

оказания психологической помощи молодежи и молодым семьям.

3.7. Обеспечение деятельности муниципальных учреждений отрасли «Молодежная политика».

Данное направление предполагает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»