Действующий

О программах «Чужих детей не бывает» и «Первые ступеньки к развитию» (с изменениями на 9 августа 2010 года)

I. Содержание проблемы профилактики детской инвалидности
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Для Новосибирской области, как и для большинства регионов России, характерен высокий уровень детской инвалидности, обусловленный экологическими и социальными проблемами, и высокий уровень потребности населения в получении услуг ранней диагностики и междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью, и их родителям, для минимизации существующих отклонений и обеспечения оптимальных условий для развития, социализации и интеграции в сообщество.

Необходимость развития сектора ранней помощи и оказания междисциплинарных услуг медицинского, социального, психолого-педагогического профиля детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии и особыми потребностями и их семьям подтверждают статистические данные, свидетельствующие о постоянно высоком числе детей-инвалидов, нуждающихся в ранней абилитации, коррекции, лечении и социальной защите.

По состоянию на 1 января 2009 года

Число детей-инвалидов, стоящих на учёте в органах социальной защиты 7436 чел. (из них: 4101 чел. по Новосибирской области, 3335 чел. по городу Новосибирску). Среди семей, имеющих детей-инвалидов, неполные семьи составляют 32,5%, многодетные - 10,6%, имеющие среднемесячный доход ниже прожиточного уровня на одного члена семьи - 79,9%, неблагоустроенное жилье - 36,4% семей.

По состоянию на 1 января 2008 года

Число детей-инвалидов, стоящих на учёте органах социальной защиты 8191 чел. (из них: 4427 чел. по Новосибирской области, 3904 чел. по городу Новосибирску).

По состоянию на 1 января 2007 года

Число детей-инвалидов, стоящих на учёте в органах социальной защиты 8503 чел. (из них: 4599 чел. по Новосибирской области, 3335 чел. по городу Новосибирску).

Анализируя структуру общей детской инвалидности можно выделить устойчивые группы, имеющие достаточно высокие показатели: врождённые пороки и генетические аномалии составляют 7,3%, психические расстройства и умственная отсталость - 17,2%, заболевания центральной нервной системы (в том числе и ДЦП) - 24,5% от общего числа детей-инвалидов.

Одним из важнейших показателей здоровья населения является показатель первичной инвалидности. Программы и мероприятия, реализуемые органами социальной защиты и здравоохранения Новосибирской области, позволили остановить рост показателя первичной инвалидности, однако он ещё достаточно высок и составляет 23,6% (на 10 тысяч населения). В 2007 г. - 23,7%, в 2006 г. - 28,0%, в 2005 г. - 21,2%. В 2008г. впервые признано инвалидами 1100 детей.

В структуре первичной инвалидности: врождённые пороки развития составляют в 2008г. - 24,3% (в 2007г. - 23,0%, в 2006г. - 22,95%), психические расстройства и умственная отсталость - 15,5% (2007г. - 17%, в 2006г. - 19,6%), заболевания центральной нервной системы - 14,5% (2007 и в 2006 годах - 15%) от общего числа детей.

Анализ структуры детской инвалидности и динамики числа детей с установленной инвалидностью обнаруживает резкий скачок числа детей с установленной инвалидностью в возрастной группе от 3-х до 7-ми лет. Возрастание числа детей с установленной инвалидностью после 3-летнего возраста в 3,12 раза. Кроме того, в 2008г. наметилась тенденция установления инвалидности в возрасте от 0 до 3 лет (так при первичном освидетельствовании дети в возрасте от 0 до 3 лет составили 41,7%).

Данные по Новосибирской области в процентном выражении:

от 0 до 3 лет - 6,6%;

от 3 до 7 лет - 20,6%

от 7 до 10 лет - 16,7% от общего числа детей-инвалидов.

Данные по г. Новосибирску в числовом выражении (по данным Пенсионного Фонда):

от 0 до 3 лет - 237 детей (около 6%);

от 3 до 7 лет - 773 ребенка (около 21%);

от 7 до 10 лет - 628 детей (около 18%) от общего числа детей-инвалидов.

Анализируя представленную статистику по возрастной структуре детской инвалидности, можно констатировать, что такое резкое увеличение показателя детской инвалидности вызвано, прежде всего, недостаточностью (территориальной отдалённостью) услуг ранней медицинской диагностики и услуг ранней междисциплинарной, абилитационной, коррекционной, развивающей помощи детям с нарушениями в развитии и инвалидностью от 0 до 3 лет и их семьям.

Изучив ситуацию в Новосибирской области, учитывая структуру, виды и методы деятельности государственных учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования Новосибирской области, беря во внимание данные ведущих некоммерческих организаций в области детства и семьи, действующих на территории региона, можно дифференцировать проблемы, приводящие к резкому увеличению показателей детской инвалидности в возрастной группе от 3 до 7 лет:

несвоевременность выявления у детей от 0 до 3 лет, проживающих в отдалённых районах области, существующих нарушений в развитии и несвоевременность осуществления их ранней коррекция в связи с территориальной недоступностью учреждений и организаций, оказывающих диагностические, абилитационные, развивающие услуги детям и их семьям;

консервативный подход специалистов учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты к проблеме детской инвалидности, медленное внедрение в практику государственных учреждений инновационных методов и технологий, направленных на профилактику и раннюю коррекцию нарушений в развитии детей;

недостаточная профессиональная готовность специалистов учреждений здравоохранения к сопровождению детей раннего возраста с нарушениями в развитии и инвалидностью и обучению родителей коррекционно-развивающим методикам;

повсеместное преобладание медицинской модели оказания помощи детям от рождения до трёх лет с нарушениями в развитии и инвалидностью и ориентированность существующих реабилитационных учреждений в структурах социальной защиты и образования на оказание помощи детям от 4 лет и старше;

недостаточное количество государственных учреждений и общественных институтов (а в иных отдалённых районах области их отсутствие), имеющих материально-технические и профессиональные ресурсы, необходимые для оказания эффективных видов ранней помощи детям от 0 до 3 с нарушения в развитии и их семьям;

отсутствие на практике семейно-центрированного подхода специалистов к решению задач ранней помощи ребёнку с генетическими аномалиями и патологиями развития, с психоэмоциональными нарушениями и поведенческими расстройствами;